МЕТА - Украинская поисковая система
Первая страница  Ukraine Стартуйте с МЕТЫ!
  ПОИСКОВЫЕ ПРИМЕТЫ  КАК СОСТАВИТЬ ЗАПРОС  ПАРАМЕТРЫ ЗАПРОСА
Поиск в Украине:
Добавить URL 
Контакт 
 
СОДЕРЖАНИЕ

   Как составить запрос

   Поисковые приметы

   Наши новости

   Публикации

   Добавление URL

   Web-мастеру

   Наши баннеры

   Реклама

   Контакт





В ПОИСКАХ УКРАИНСКОГО КОНТЕНТА

Алексей Чуксин
Выступление на конференции: "Контент-проекты - новое направление в сфере электронного бизнеса в Украине". Организатор: Финансовый Аналитик - Сервис.
Киев, 31.03.2000

МЕТАИНФО
 Первая страница
 Сайт недели
 Re:Search


Контент на Украине
Прежде чем перейти к рассмотрению украинского контента с точки зрения его “поисков”, несколько слов об особенностях интернет-ресурсов Украине в целом. Здесь можно выделить как минимум три характеристики:
1. Региональное рассредоточение крупных украинских проектов. Данная черта особо заметна, если сравнивать украинские сетевые ресурсы с российскими, поскольку в европейских странах (например, в Германии) структура распределения контента также децентрализована.
2. Три языка, на которых представлены документы в сети: русский-украинский-английский. По нашим данным, объем документов на украинском языке в поисковой базе сервера <META> на сегодняшний день составляет 22 процента, на английском - около 20, остальная часть - документы на русском языке. По сравнению с началом 1999 года доля запросов, поступающих на украинском языке, выросла на 12 процентов (с 2 до 14). Доля запросов на английском языке колеблется от 6 до 8 процентов.
3. Большое количество метаконтент-проектов. По количеству метаконтент-проектов на душу “интернет-населения” Украина уверенно опережает ближайших соседей - страны СНГ и Восточной Европы.

Метаконтент-проекты.
В современной логической традиции слово Мета используется для обозначения таких систем, которые в свою очередь служат для описания или исследования других систем. Таким образом, применительно к интернет мы имеем дело с контентом о контенте. Для определения роли и значения подобных проектов, уместно обратиться к наследию известного русского культуролога М.К. Петрова. В своей книге “Язык, знак, культура” автор широко использовал понятие “предельной вместимости” индивида. Согласно этой теории объем информации, который способен освоить отдельно взятый человек в единицу времени - конечен и практически не изменяется на протяжении истории.
С появлением интернета эта особенность приобрела новое звучание. Пользователю не нужны тысячи сайтов на интересующую его тему. Он способен посетить и освоить от силы несколько десятков, а то и меньше. Поэтому пользователь вынужден платить, как минимум, своим вниманием проектам, которые занимаются упорядочением, ранжированием и, самое главное, делением неупорядоченного массива данных на посильные для усвоения информационные блоки. Можно утверждать, что такая своеобразная информационная упаковка и является назначением метаконтент-проектов, и в случае удачных решений приводит к популярности ресурсов этого класса среди пользователей сети.
Среди пользователей мета-проектов можно выделить как минимум четыре группы:
- люди, которые ищут информацию в интернет;
- менеджеры Интернет-проектов ресурсов;
- производители и поставщики информации;
- новая, пока только формирующаяся на Украине группа - менеджеры, маркетологи, инвесторы.
В свою очередь среди метаконтент-проектов можно выделить несколько групп. Это каталоги, рейтинги, баннерные сети и поисковые машины. Все эти группы широко представлены в Украине.

Каталоги (Directory) - рубрицированные коллекции ссылок и их описаний. Поиск может вестись при помощи поискового запроса (по ключевым словам, описаниям и названиям) или навигацией по разделам каталога. Записи в каталог добавляются вручную редакторами или владельцами ресурсов, в их базе содержится информация о всем сайте.
Достоинства: посильный объем информации, наглядность, аннотированные описания.
Недостатки: Отсутствие универсальной рубрикации, полнота базы, ограниченность поисковых возможностей.
В Украине насчитывается несколько десятков каталогов, наиболее известные из них это: UA Zone, Ping, Куда пойти, Internetri, Yohoho!, UAHOO, Иван Сусанин, Шерлок Холмс, БРАМА и другие.

Счетчики (Counter) - специализированные сайты, помогающие своим зарегистрированным пользователям собирать статистические данные о количестве и времени посещений, распределении посетителей по регионам, технические параметры оборудования посетителей и другую информацию. На основании данных о посещаемости формируется общий и тематический рейтинг участников. Подобные рейтинги привлекают не только владельцев ресурсов, но обычных пользователей, которые могут осуществлять поиск в интересующей их рубрики исходя из посещаемости ресурса.
Достоинства: возможность выбора сайта по теме и посещаемости.
Недостатки: слабо проработанная рубрикация, отсутствие описаний.
В Украине более десяти рейтинговых систем, наиболее известные: Ping, Alpha, Index99, Wertep, Echo.

Баннерообменные сети (Banner Network) - сайты позволяющие своим пользователям обмениваться графическими ссылками друг на друга. Баннерные сети тоже является своеобразным метаконтент-проектом. Их можно представить в виде каталога сайтов распределенного в пространстве и времени, где роль описаний сайтов выполняют графические изображения. Кроме этого некоторые баннерные сети поддерживают обычные каталоги своих пользователей и ведут общий и тематический рейтинги участников по количеству показов.
Достоинства: возможность активного контакта контента с пользователем, возможность настройки на пользователя (таргетинг) и регулирования количества контактов.
Недостатки: Нет возможности поиска
В Украине более десяти баннерных сетей. Наиболее крупные из них: UBN, PBN, TBS.

Поисковые машины (Search engine) – полнотекстовые поисковые системы, которые создают свою базу автоматически и позволяют вести поиск по всему объему сайта. Процесс работы поисковой машины можно разбить на три этапа:
1) Специальная программа по заданному списку ссылок скачивает содержащуюся на сайтах информацию. Полученные страницы анализируются на наличие новых ссылок на украинские сервера и после этого поступают на индексацию.
2) При индексации создается база данных в которой хранятся адреса отдельных документов и индекс слов, содержащихся в каждом документе базы.
3) При запросе пользователя выдаются ссылки на отдельные страницы сайтов в определенном порядке. Алгоритм формирования этого порядка - ноухау каждой системы и зависит от нескольких десятков параметров.
Достоинства: полнота поиска, автоматическое пополнение базы. Недостатки: большое количество результатов, необходимость специального синтаксиса запросов.
В Украине пять полнотекстовых поисковых систем - <META>, ElVisti, UarNet, Nsearch, Pingcrawler.

Поисковая машина как инструмент исследования.
Метаконтент-проекты могут использоваться как инструмент для исследования Интернет. Например, поисковая система может давать информацию о количестве и структуре предлагаемой информации, характеристиках пользовательского спроса и предпочтений, а также о том как воспринимается пользователями размещенная в Интернет информация. На сервере <META> с сентября 1999 года работает исследовательский проект Re:Search.
В феврале <META> oбработала 100 069 запросов (205 734 слова), поступивших с 33 601 уникальных хостов.
Соотношение языков запросов: украинский - 14%, английский - 7%, русский - 79%.
Около 75% обращений к серверу идет с территории Украины.

По результатам исследования определяются наиболее популярные слова встречающиеся в запросах пользователей системы, тематическая структура и динамика запросов, а также выделены наиболее популярные сервера, содержащиеся в индексе поисковой системы.

Двадцатка популярных слов

Двадцатка популярных серверов

Поисковый профиль сайта

Кроме общей статистики, можно получить много дополнительных данных о “жизни” информационного ресурса в Интернет.
Например, можно дать характеристику отдельному сайту с точки зрения поисковой системы.
Сервер PC Club magazine
Всего переходов на сервер: 194
Запросы, принесшие наибольшее количество переходов (в скобках указан контекст слова)
- Коммерция (электронная) - 17
- Магазин (интернет) - 24
Самый популярный раздел сервера - 77 переходов http://pcclub.com.ua/projects/e-comm/)

Электронная версия журнала “Панорама рынка
Всего переходов на страницы сервера: 2091
Самая популярный раздел сервера http://www.panorama.com.ua/actual/main.htm (список рубрик товаров): 432 перехода.
Переходов по уникальным запросам: 1039
Переходов с уникальных хостов - 614
В данном случае выделить группу слов, по которым наиболее часто происходят переходы на страницы сервера не удалось. Переходы осуществлялись по широкому набору слов, которые тематически распределяются следующим образом: - продукты питания; - товары для дома (мебель, бытовая техника) - автозапчасти; - промышленные товары, сырье.

Распределение запросов по темам
После составления тематического распределения запросов, можно проследить динамику изменения пользовательского интереса.
При этом было выявлено несколько факторов, влияющих на такие изменения. 1) Сезонные – повышение интереса к теме Туризм/Зарубежье в связи с началом сезона отпусков, а также спад интереса к теме Образование в период летних каникул. 2) Социально-экономические - летний всплеск интереса к финансовой информации в связи с “бензиновым” кризисом и нестабильность курса гривни, а также рост доли запросов на тему политики, в связи с приближающимися выборами и в связи с перестановками в правительстве.
Кроме таких периодических изменений была обнаружена устойчивая тенденция повышения доли запросов, связанных с бизнесом и производством с 16% в феврале 1999 года до 32% в феврале 2000.

Результаты проведенных исследований обнадеживают. Деловая активность пользователей украинского сегмента Интернет растет и Интернет на Украине становится привлекателен для финансистов, бизнесменов, рекламодателей и инвесторов.


Перейти к списку публикаций >>



Помощь | Добавить URL | Web-мастеру | Наши баннеры | Реклама | Наши новости | Публикации | Контакт
Rambler's Top100