Где миф, а где правда: насколько производство электромобилей вредит окружающей среде
Действительно ли производство электрокаров может быть более вредным для планеты, чем производство автомобилей с ДВС?

Действительно ли производство электрокаров вредно для окружающей среды/Фото: Sean Gallup/Getty Image
С ростом популярности электромобилей как более экологичной альтернативы транспорту с двигателями внутреннего сгорания, мы можем слышать, что в этом деле "не все так однозначно". Например: якобы добыча материалов для изготовления аккумуляторов электрокаров больше вредит окружающей среде, чем изготовление автомобилей с классическими двигателями. Экологичность электрокаров по сравнению с ДВС ставят под сомнение даже политики, в частности, Дональд Трамп в своей предвыборной кампании. Разберемся, где миф, а где правда, во всей этой экологической путанице.
Детали
Неоспоримым фактом является то, что при эксплуатации электромобили продуцируют кардинально меньше углерода, чем автомобили с ДВС, даже если электроэнергию для их зарядки производят угольные электростанции. Здесь гораздо меньше пространства для манипуляций, поэтому с этим соглашаются почти все скептики. Выбросы во время эксплуатации также обширная тема, которая стоит отдельного материала, но здесь мы поговорим о более противоречивой теме: насколько вредно для окружающей среды само производство электромобилей.
Аккумуляторы

Большинство аккумуляторов электромобилей сегодня имеют литий-ионную конструкцию. Это создает впечатление, что все они однородны по своему составу. На самом деле вы увидите нескончаемые вариации состава материала в элементах, заправленных в модули, из которых состоят батареи. Вот самые распространенные материалы в современных аккумуляторах электрокаров:
- Литий: этот элемент дает название литий-ионным аккумуляторам. Австралия является ведущим мировым производителем, Чили занимает второе место, где промышленность добычи лития привела к тому, что Совет защиты природных ресурсов назвал "водным кризисом".
- Кобальт используется для повышения плотности энергии и стабильности аккумулятора. По данным Amnesty International, Демократическая Республика Конго является ведущим производителем в мире, где добыча привела к "серьезным нарушениям прав человека".
- Никель: используется для увеличения плотности аккумулятора. По данным Комиссии по международной торговле США, Индонезия является крупнейшим экспортером в мире. Промышленность винят в массовой вырубке лесов, усилении эрозии почвы и загрязнении воды.
В этом случае мы видим те же проблемы, что и при добыче других ресурсов. Подводное бурение и технология гидроразрыва, используемые для добычи нефти, привели к не меньшим проблемам. Однако добыча вышеупомянутых материалов только начала свой путь развития, и в скором будущем она может стать значительно более экологичной.
Редкоземельные материалы

Электродвигатели сильно отличаются по своей конструкции и технологии, но синхронные двигатели с постоянными магнитами считаются самыми совершенными. Они предлагают большую эффективность и производительность, чем асинхронные двигатели.
Эти магниты полагаются на несколько ключевых элементов, таких как неодим и диспрозий. Все они относятся к группе редкоземельных элементов, включая некоторые тревожные побочные элементы, такие как уран.
Редкость этих элементов и их относительная ценность привели к некоторым чрезвычайно неприятным методам, которые используются для получения материала. В Мьянме целые села были стерты с карты в результате добычи этих полезных ископаемых, а бывших жителей заставляли подчиняться.
Добыча вышеупомянутых материалов является самым темным моментом производства электромобилей, но это сравнительно молодая технология, и она имеет огромные перспективы совершенствования. Китай является крупнейшим производителем и главным игроком на рынке редкоземельных компонентов, однако появляются новые источники поставок, особенно в Соединенных Штатах и Австралии.
Новые источники в Африке, Австралии и Северной Америке имеют потенциал стать ведущими мировыми производителями, в то же время предлагая гораздо лучшие экологические, социальные и управленческие практики, чем многие текущие шахты.
При том, что добывание редкоземельных элементов становится более экологичным, со временем оно вообще может не понадобиться. Многие компании, включая Tesla, работают над высокоэффективными двигателями, не использующими редкоземельные элементы.
Паспорт аккумулятора
Поскольку поиск многих материалов, используемых в батареях и двигателях электрокаров, иногда может быть немного сомнительным, некоторые изготовители предпочли бы, чтобы вы не знали, откуда они берут эти вещи. Но это меняется.
Паспорта аккумуляторов дадут четкую информацию о том, какие материалы используются в производстве батареи и откуда они были получены. Volvo является одним из лидеров в паспортах аккумуляторов, начиная с долгожданного SUV EX90. Cybertruck от Tesla также содержит паспорта аккумуляторов.
Эти паспорта не только идентифицируют источник материалов батареи, но также определяют тип ее конструкции и характер ячеек внутри, что облегчит дальнейшую переработку.
Переработка материалов

Когда дело доходит до переработки, некоторые компании строят экосистему, где нам нужно будет добывать гораздо меньше материалов для новых автомобилей и с гораздо меньшим расходом ресурсов.
В конце концов, материалы, столь ценные, когда их достают из земли, столь же ценны, когда выходят из разбитого или просто старого электромобиля. На самом деле они потенциально более ценны, потому что вместо того, чтобы вытаскивать их из земли, они просто упакованы в коробку.
Компания Redwood недавно начала строительство своего первого завода по производству переделанных катодных материалов, которые со следующего года будут использоваться американскими заводами по производству аккумуляторов Panasonic и Toyota.
Пройдет много времени, пока будет создана циркулярная экономика для производства электромобилей. Нужно добыть много сырья, чтобы эта экономика двигалась. Но как только количество электрифицированных транспортных средств на дороге достигнет критического количества, значительный процент новых аккумуляторов и двигателей можно будет произвести из остатков подержанных автомобилей. Эти батареи можно перепрофилировать даже для новых накопителей энергии для питания домов. С автомобилями на ДВС это просто невозможно, кроме переработки металлолома.
Следует помнить, что электромобили популярны только 10 лет, соответственно, создание инфраструктуры переработки требует времени, как и развитие новых, более экологических технологий.
З другой стороны, мировая нефтехимическая экономика развивается уже более 100 лет. Кажется, ограничения и правила защиты окружающей среды достигли максимума, но эта отрасль ежедневно наносит несметный ущерб окружающей среде.
Происходящее в Мьянме является трагедией, но индустрия движется к лучшему поиску этих материалов, многие из которых появятся в Интернете только через несколько лет. Между тем, ничто не мешает трагедии Deepwater Horizon повториться, и мало надежды, что еще 100 лет добычи нефти хотя бы улучшат природу этой отрасли.
Ранее мы сообщали, что в Канаде будет введен безумный налог на китайские электромобили.
Не пропустите интересное!
Подписывайтесь на наши каналы и читайте новости в удобном формате!