ua ru
Пожалуйста, заполните это поле
1

Гендиректор Toyota заявляет, что электромобили вредят экологии больше, чем гибриды

Авто 11:26 - 13 июня 2025

Попробуем разобраться, прав ли Акио Тойода в этом вопросе

Гендиректор Toyota заявляет, что электромобили вредят экологии больше, чем гибриды

Гендиректор Toyota заявляет, что электромобили вредят экологии больше, чем гибриды/Фото: Toyota

Дискуссия о том, насколько на самом деле экологичны электромобили, длится уже давно. И если их преимущество перед автомобилями только с ДВС для окружающей среды очевидно, то в состязании электромобиль-гибрид все значительно сложнее. Генеральный директор Toyota Акио Тойода, например, утверждает, что электромобили вредят окружающей среде больше, чем гибриды. Прав ли он? Однозначно ответить легко — нет, но обьяснение немного сложнее.

Детали

Тойода сделал свое громкое заявление еще в апреле, но только сейчас оно стало вирусным. Тогда он сказал, что девять миллионов электромобилей оказывают такое же влияние на выбросы, как 27 миллионов гибридов. По его словам, это означает, что один электромобиль загрязняет окружающую среду так же, как и три гибрида.

Тойода считает, что самым экологичным путем является разнообразие силовых агрегатов на рынке, то есть и более эффективные ДВС, и гибриды, и электромобили, и водородные двигатели.

Неясно, какими источниками пользовался гендиректор японского бренда, но, скорее всего, он ориентировался на Японию, где электроэнергия исторически производилась из ископаемого топлива. Однако доля возобновляемых источников энергии в энергетическом балансе страны в последнее время также растет. Тем не менее, многие средства массовой информации подхватили комментарии Тойоды, назвав их "чистосердечным признанием" или чем-то вроде "развенчания заговора".

Фото: Justin Sullivan/Getty Images

Как проверить слова генерального директора Toyota? Есть много переменных: региональный баланс электроэнергии, модели вождения и использования аккумулятора, способы производства аккумуляторов — все это играет свою роль.

Самый главный аргумент против EV связан с выбросами, образующимися при добыче и переработке сырья, которое используется в батареях. Аккумуляторы электромобилей используют такие материалы, как литий, кобальт и никель, для добычи которых требуются опасные, водоемкие процессы.

Таким образом, когда электромобиль сходит с конвейера, он уже наносит больший ущерб окружающей среде, чем обычный бензиновый или гибридный автомобиль. У него больший углеродный след еще до выезда на дорогу.

В исследовательской статье, опубликованной в научном журнале IOP Science, говорится, что ДВС и гибридные транспортные средства создают от шести до девяти метрических тонн выбросов углекислого газа во время их производства, в зависимости от сегмента транспортных средств. С другой стороны, электромобили генерируют от 11 до 14 метрических тонн выбросов CO2, прежде чем попасть к клиентам.

Но есть одно критическое различие: во время эксплуатации гибриды и автомобили с ДВС продолжают генерировать вредные выбросы, в то время как электромобили — нет (но есть нюанс). Через некоторое время эксплуатации электромобили могут "погасить свой углеродный долг" (то есть тот след, который производство авто оставило в экологии до начала эксплуатации) по сравнению с автомобилями с ДВС.

Фото: Florian Wiegand/Getty Images

Сколько времени займет погашение этого долга, также зависит от многих переменных. Исследование Аргоннской национальной лаборатории в 2023 году показало, что электромобилю потребуется проехать около 50 тысяч километров, чтобы компенсировать выбросы во время производства. По данным FactCheck.org, это менее двух лет в сценарии вождения типичного американца. В Европе немного дольше.

65–80% вредных выбросов типичного автомобиля с ДВС приходится на его эксплуатацию. Поэтому, сравнивая с электромобилем на протяжении всего срока эксплуатации, последние, очевидно, экологичнее.

Что касается гибридов, то не все они одинаковы. Традиционные гибриды, такие как Toyota Prius, получают небольшую литий-ионную батарею и могут ехать на электричестве на короткие дистанции, прежде чем включится бензиновый двигатель. Гибриды с возможностью подзарядки от электросети (PHEV) получают большую батарею, которую владельцы могут заряжать. Они способны проезжать большие расстояния на батарее, обычно от 50 до 100 километров, прежде чем включится бензиновый двигатель. Оба они занимают промежуточное положение между электромобилями и транспортными средствами, работающими только на ДВС, с точки зрения углеродных выбросов, которые они накапливают во время производства. То есть до выхода на дорогу гибрид загрязняет окружающую среду меньше, чем электромобиль, но больше, чем автомобиль с ДВС.

Нельзя не упомянуть и о источнике энергии для электромобиля. Электроэнергия, которую вы используете для зарядки, также может загрязнять окружающую среду. Если она производится путем сжигания угля, то углеродный след электромобиля будет выше, чем у такого же электромобиля, который заряжается от возобновляемых источников. В этом вопросе происхождение энергии в розетках зависит от региона к региону. Поэтому можно представить сценарий, при котором гибрид экологичнее, чем электромобиль (едет на низкой скорости и на короткие дистанции, имеет рекуперативное торможение), но стоит помнить, что доля энергии из возобновляемых источников неуклонно растет, особенно быстро в Европе.

При этом, в одинаковых условиях эксплуатации (даже если электроэнергия добывается "самым грязным" способом), в большинстве случаев электромобиль будет экологичнее гибрида.

Фото: Getty Images

Вот официальные данные Министерства энергетики США: Tesla Model Y, которая ездит в Западной Вирджинии, имеет более низкие выбросы парниковых газов (149 граммов CO2 на милю), чем Toyota Prius Plug-In Hybrid (177 грамм CO2 на милю).

Если посмотреть на выбросы CO2 у Model Y в Калифорнии, где сеть намного чище, то Model Y превзойдет любой гибрид или PHEV по общим выбросам. В Лос-Анджелесе Model Y выделяет всего около 80 граммов CO2 на милю, тогда как Prius Plug-In Hybrid генерирует 130 граммов CO2 на милю — и это при условии, что владельцы регулярно заряжают батареи PHEV, в чем мало доказательств.

Кроме того, есть еще и выбросы, связанные с бурением, гидроразрывом и переработкой ископаемого топлива, которые тоже ложатся на совесть водителей автомобилей с ДВС (в том числе и гибридов).

Кроме того, сжигание топлива в двигателях неэффективно — бензиновые автомобили превращают только около 20–40% топлива в энергию, остальное — это тепловые потери. Электромобили используют более 90% электроэнергии для движения колес.

Благодаря совокупности всех этих факторов исследование IOP добавляет, что электромобили сравниваются с гибридными аналогами по уровню загрязнения в течение жизненного цикла всего за период от 2,2 до 2,4 года эксплуатации в зависимости от сегмента автомобиля. Электродвигатели догоняют автомобили только с ДВС еще быстрее — за 1,3–1,6 года.

При этом у электромобилей есть перспектива стать еще чище. Множество компаний по всему миру, например Redwood Materials, добились прогресса в повторном использовании отработанных аккумуляторов. Это может существенно снизить уровень загрязнения электромобилей на этапе производства. Новые технологии аккумуляторов также уменьшают вредные выбросы электромобилей.

Таким образом, когда Акио Тойода сказал, что гибриды производят меньше выбросов, чем электромобили, он, вероятно, имел в виду набор данных, где все эти факторы не учитываются, где сети в основном работают на ископаемом топливе, а гибриды ездят в основном на низкой скорости, у них постоянно включено рекуперативное торможение и маленькие батареи. Или он говорил исключительно о производстве.

Электромобиль Xiaomi обошёл Porsche и Rimac на Нюрбургринге.

Источник: Insideevs

Не пропустите интересное!

Подписывайтесь на наши каналы и читайте новости в удобном формате!

Главное за сегодня
Больше новостей