ua ru
Пожалуйста, заполните это поле
1

Необанки бросились внедрять ИИ: обзор банковских инноваций в 2023-м от эксперта

Экономика 14:25 - 24 января 2024

После сенсационного запуска Chat GPT, как классические банки, так их цифровые конкуренты, наперегонки бросились внедрять ИИ

Необанки бросились внедрять ИИ: обзор банковских инноваций в 2023-м от эксперта

Краткий обзор банковских инноваций в 2023 году/Фото: МЕТА

Краткий обзор банковских инноваций в 2023 году от эксперта Андрея Прусова.

Далее слова эксперта Андрея Прусова

Из-за схожести основных банковских услуг среди различных финансовых учреждений, финансовая сфера переживает наиболее радикальную трансформацию. В течение последнего десятилетия рынок финансовых услуг меняется благодаря двум встречным тенденциям. С одной стороны, традиционные банки движутся в сторону необанков, инвестируя десятки миллиардов долларов в новые технологии, а с другой - необанки быстро движутся им навстречу, расширяя спектр услуг, улучшая безопасность, риск-менеджмент и фрод-мониторинг.

Все идет к тому, что эти тенденции сойдутся в едином концепте модели финансового учреждения будущего, который сочетает простоту и удобство необанков с ответственностью и широтой услуг традиционных банков. Этому способствуют не только новейшие технологии, но и регуляторы, которые создают условия для легкого перехода клиентов между участниками рынка и подталкивают необанки к лучшему риск-менеджменту.

Несмотря на сомнения инвесторов и скептические оценки традиционных банкиров, в 2023 году необанки продолжили уверенно развиваться. Общая рыночная стоимость необанков за год выросла на 44% с 67 до 96 миллиардов долларов. После долгих лет рассказов об уникальности бизнес-моделей и темпах роста клиентской базы, некоторые необанки, такие как Starling, Monzo, Revolut, наконец начали показывать прибыль, что поддержало уверенность оптимистов в дальнейшем росте их капитализации.

После сенсационного запуска Chat GPT, как классические банки, так их цифровые конкуренты, наперегонки бросились внедрять искусственный интеллект. А те, кто и раньше им пользовался, начали об этом громко рассказывать. Например, польский Alior Bank внедрил голосовой бот InfoNina с искусственным интеллектом еще во время пандемии COVID-19. Сейчас InfoNina не только обслуживает клиентов, но и продает им кредитные продукты.

Главная особенность InfoNina - способность распознать потребности и сформировать индивидуальное предложение более чем двух продуктов банка за одно обращение клиента. Банк заявил об успешной продаже кредитных продуктов на 6 миллионов долларов за год. В Alior не скрывают, что из каждых десяти клиентов, которые общаются с InfoNina, только один соглашается на полное обслуживание искусственным интеллектом, а девять - в конце концов настаивают на общении с человеком. Но как бы там ни было, InfoNina уже "выставила на улицу" десять из каждых ста операторов Alior банка. Поэтому можно считать, что теоретические дискуссии о замене людей искусственным интеллектом уже начали переходить в реальную плоскость. И это только начало.

Банк Грузии представил собственную разработку с искусственным интеллектом, которая переводит грузинский язык из голоса в текст с точностью 95 %, в то время как точность Google для этого языка составляет лишь 60 %. Этот сервис имеет высокий потенциал для автоматизации общения с четырьмя миллионами носителей грузинского языка не только для Банка Грузии, но и за его пределами. Пример Грузии может быть интересным и для Украины.

В тренде внимания к искусственному интеллекту британский Monzo и американский Chime объявили о его применении для персонифицированных финансовых советов и продуктовых предложений в мобильном приложении. Стоит отметить, что кроме этого, Monzo демонстрирует впечатляющие успехи в привлечении клиентов малого и среднего бизнеса, количество которых в прошлом году превысило пятьсот тысяч. Американский необанк Kabbage также нацелился на сегмент МСБ и в прошлом году анонсировал моментальную выдачу кредитов бизнес-клиентам до 250 тысяч долларов. Эксперты оценивают потенциал сегмента малого и среднего бизнеса для необанков выше чем сегмента индивидуальных клиентов. Хочется верить, что путь украинских необанков к бизнес-клиентам через просторы финансового мониторинга будет таким же легким, как у Monzo и Kabbage.

Криптовалюты продолжили интеграцию с финансовой системой. Очередной необанк, шведский SEBA, интегрировал в приложение покупку и продажу криптовалют. Благодаря технологиям распределенного реестра в 2023-м году выросла популярность DeFi (Decentralized Finance) платформ, где клиенты могут получать кредиты или проценты от сбережений без привлечения финансовых посредников, таких как банки и брокеры. Ежедневный объем платформ Uniswap, Aave и Compound давно считается сотнями миллионов долларов.

Новость о том, что британский необанк Starling предоставил клиентам возможность управлять инвестиционным портфелем в своем мобильном приложении, не привлекла бы внимания на фоне аналогичных услуг от Bank of America, JP Morgan и других, если бы ранее Starling не вышел на рынок ипотеки. С приобретением ипотечного портфеля Fleet Mortgages в сумме более двух миллиардов фунтов, отличие между этим цифровым банком и классическими финансовыми учреждениями заключается разве что в отсутствии отделений.

В прошлом году турецкий Yapi Kredi Bank внедрил технологию добавленной реальности в мобильном приложении. Для экономии времени, клиенты банка могут навести камеру на карту и просмотреть ее детали и операции без ввода логина и пароля. Трудно оценить, насколько эта манипуляция происходит быстрее биометрического входа. Yapi Kredi Bank - первый в Турции банк, внедривший такую инновацию, и я бы не исключал, что он может остаться последним.

Американский Zenus Bank вместе с Visa недавно объявил о полностью дистанционной выдаче виртуальных карт Zenus Visa Infinite нерезидентам Соединенных Штатов в 180 странах, включая Украину. Это выглядит прорывной новостью, потому что, исторически, открыть американский счет нерезиденту было крайне трудно, почти невозможно. Банк заявляет, что виртуальная карта открывается моментально после согласования. Однако перечень документов для онлайн загрузки включает справку о трудоустройстве, подтверждение места жительства и уплаты налогов, форму W-8BEN и паспорт, переведенные уполномоченным сертифицированным переводчиком.

За подачу заявки на открытие карты банк берет комиссию 50 долларов после чего заявка рассматривается 30 дней. Ежемесячная комиссия составляет $19.99 и еще куча комиссий, включая $25 в месяц за неактивность и $25 за закрытие счета. Все это делает клиентский опыт Zenus Bank мягко говоря не таким, к которому нас приучил Монобанк.

В качестве резюме, хотелось бы напомнить, что инновации, заметные клиентам - это верхушка айсберга. Только тройка крупнейших американских банков нанимает более 200 тысяч IT специалистов и в прошлом году потратила на технологии 36 миллиардов долларов. Основная часть этих расходов пошла на совершенствование внутренних операционных процессов, эффективность которых отражается на качестве, безопасности, надежности и ценовой привлекательности финансовых услуг для клиентов. Основное направление инвестиций наглядно - полная диджитализация, автоматизация всех процессов и внедрение искусственного интеллекта.

Об эксперте: Андрей Прусов имеет 25-летний опыт работы в сфере розничных продаж, в том числе более 10-ти лет работает в банковской сфере. Окончил Национальный технический университет "КПИ". Получил диплом MBA Киевского национального экономического университета.

Источник: МЕТА

Не пропустите интересное!

Подписывайтесь на наши каналы и читайте новости в удобном формате!

Главное за сегодня
Больше новостей