ua ru
Пожалуйста, заполните это поле
1

Что стимулировало, стимулирует и будет стимулировать бизнес? Всего 3 вещи

Экономика 14:38 - 02 января 2025

Как стимулировать малый и средний бизнес в послевоенный период. Советы от эксперта Александра Бондаренко

Что стимулировало, стимулирует и будет стимулировать бизнес? Всего 3 вещи

Эксперт объяснил, что Украине нужно для привлечения инвесторов/Фото: Александр Бондаренко

Александр Бондаренко, управляющий партнер Bureau of Investment Programs, соучредитель Института Государственной Эффективности.

Украинскому бизнесу нужен очень прагматический стимул – деньги. Налоговые, кредитные стимулы – это все важно. Но будем честными – помочь инвестору сэкономить на запуске бизнеса и сделать эту инвестицию быстро окупаемой – это тот главный стимул, в котором нуждаются предприниматели. Потому что с теми рисками, которые есть сейчас в Украине (это в первую очередь война и физические разрушения), ожидания инвесторов по прибыльности завышены в отношении той же Польши и Румынии. Для примера: в Европе нормальной окупаемостью бизнеса считается 7-10 лет (в зависимости от сегмента и индустрии), в Америке – 6-8 лет. Украина интересна предпринимателям для инвестиций при окупаемости бизнеса в течение 4-5 лет, учитывая наши риски. И чтобы достичь такой окупаемости, без финансовых стимулов не обойтись никак. Поэтому я бы выделил 3 главных стимула, в которых нуждаются предприниматели, чтобы экономика имела шансы на развитие.

Устойчивые правила игры

Надо прекратить постоянно менять правила игры для бизнеса на законодательном и регуляторном уровнях. МСБ уже устал от постоянных изменений: повышение налогов, новые таможенные процедуры и правила учета военнообязанных, новые правила лицензирования, новые процедуры администрирования налогов, уменьшение/повышение квот на экспорт и т.д. Регулярные изменения всех норм и правил выбивают из колеи весь бизнес и операционную команду, работающую в компании. Должна быть долгосрочная предсказуемость законодательного поля для ведения бизнеса, особенно для привлечения FDI. Пока этого нет. Наоборот, каждый год у нас какие-то неприятные сюрпризы, которые дестабилизируют работу предприятий и приводят к финансовым и административным потерям.

Конечно, совсем без изменений невозможно. Если уж имплементировать изменения, то планировать и предупреждать как минимум за 12-18 месяцев с публичным обсуждением этих изменений. А не в одностороннем порядке с "лид-таймом" в 6-8 недель.

Упрощение бюрократических процедур

Необходимо снизить бюрократию и администрирование на всех этапах ведения бизнеса. Особенно это касается производственных предприятий. К примеру, чтобы получить всю разрешительную документацию на выделение земельного участка под строительство завода, нужно собрать около 15 разрешительных документов, потратить минимум 6-8 месяцев при оперативной работе. И плюс полгода, а то и год на подготовку участка и документов для начала строительства. То есть 12-16 месяцев только на бумажную волокиту до начала строительства. Считаем дальше: еще 12-15 месяцев нужно именно на строительство завода при отсутствии задержек. То есть около 3 лет, чтобы построить производственное предприятие в Украине. Ни один адекватный инвестор не будет тратить столько времени на всю эту бюрократическую суету в стране, которая находится в активной фазе войны и с такими сложными процедурами и рисками.

Все разрешительные процедуры должны быть максимально упрощены и диджитализованы. Видим, что процесс уже начался (трансформация процедур ДИАМа на платформе "Дія"), но исправлять еще много моментов.

Инвестиционный кэшбек

Стимулировать производственный бизнес через систему возврата части инвестированных в строительство завода денег крайне необходимо. Подобные стимулы эффективно работают по всему миру уже давно. В ЕС сейчас 20-30% инвестиций в строительство производственного бизнеса возвращаются его владельцу в течение года после ввода в эксплуатацию завода. В других странах, таких как Турция и Азербайджан – это может быть 50-60% от объема инвестиций. В странах Прибалтики еще 5-6 лет назад этот уровень компенсации инвестиций достигал 70-80%. То есть бизнесмен, например, вкладывает 10 млн евро в запуск завода и через год после его запуска получает 7 миллионов евро на свой банковский счет. Это были бы существенные стимулы для того, чтобы владельцы международных и украинских бизнесов инвестировали в строительство производственных предприятий в Украине. В нашем случае достаточно было поставить 40% компенсации с четкими и жесткими правилами возврата денег, желательно путем средств международных банков (ЕИБ, МБРР, ВБ и т.п.). Главное, чтобы процедура "инвестиционного кэшбека" работала четко и без всяких там "но".

Отмечу, что у нас есть государственная программа по компенсации части расходов на подключение предприятия к электроэнергии и обустройству коммуникаций/сетей. Но она работает только для крупного бизнеса – инвестпроектов в объеме от 12 млн евро и есть много нюансов с практическим применением этой программы. Малому и инновационному бизнесу эта программа возврата средств пока недоступна. Тем более что каждый год нет предсказуемости относительно наполнения бюджета и фактической реализации этой программы - будет или не будет финансирования (см. пункт 1).

Делаю акцент именно на производственном бизнесе, ведь он имеет синергетический эффект для всех других сфер бизнеса: работают производства, работает сервисный и креативный бизнес, работают касающиеся ІТ компании и т.д. В структуре ВВП здоровой экономики производственные/перерабатывающие предприятия должны составлять 30-35% (у нас сейчас чуть более 20%) и основной акцент на создании среды для роста инновационных производственных бизнесов по кластерному принципу в разных регионах государства.

Напоминаем, НБУ собирается проверить банки по безопасности и киберзащите.

Не пропустите интересное!

Подписывайтесь на наши каналы и читайте новости в удобном формате!

Главное за сегодня
Больше новостей