ua ru
Пожалуйста, заполните это поле
1

Появились сигналы о рисках увеличения доли государства в банковской системе: что делать НБУ

Экономика 10:24 - 19 мая 2023

Доминирующая роль государства в банковской системе сформировалась после национализации Привата

Для уменьшения рисков, по оценкам НБУ, необходимо соблюдать стратегию сокращения доли государственной собственности в банковской сфере, о чем дополнительно договорено в новой программе EFF с МВФ

Для уменьшения рисков, по оценкам НБУ, необходимо соблюдать стратегию сокращения доли государственной собственности в банковской сфере, о чем дополнительно договорено в новой программе EFF с МВФ

НБУ указал на риски увеличения доли государства в банковской системе.

Детали

Несколько цифр и выводов последнего обзора НБУ банковского сектора (за I квартал 2023 года).

По данным Национального банка:

К концу первого квартала 2023 года доля государственных банков в структуре чистых активов банковской системы возросла до 50,9% (+0,3 п.п. за квартал). По сравнению с началом 2022 года эта доля увеличилась на 4,2 п.п.

Доля государственных банков в структуре депозитов физических лиц составила 60,4%. По сравнению с началом 2022 эта доля увеличилась на 4,9 п.п.

На долю государственных банков приходится около половины всех отделений (структурных подразделений) по банковской системе, 71% всех активных платежных карт (в т.ч. 56% – Приват), 81% банкоматов (в т.ч. 60% – Приват), 81% POS терминалов (в т.ч. 62% – Приват). По всем этим показателям доля государства на рынке увеличилась по сравнению с началом 2022 года, кроме отделений, где она почти не изменилась.

Доминирующая роль государства в банковской системе сформировалась после национализации Привата. Но если в последние годы до Великой войны доля государства по чистым активам и розничным депозитам постепенно уменьшалась с соответственно 54,9% и 62,5% в 2017 году до 46,7% и 55,5% в 2021 году, то во время войны она снова начала расти.

С одной стороны, значительная часть государства выступила дополнительным предохранителем для банковской системы во время войны. С другой стороны, продолжение тенденций усиления веса государственных банков на рынке несет риски, поскольку, по оценкам регулятора, "увеличиваются риски концентрации, что может затруднять их дальнейшую приватизацию".

Это также снижало эффективность денежно-кредитной политики НБУ. В частности, концентрация ликвидности в государственных банках, прежде всего Привате, обусловливали более слабую реакцию на повышение процентной ставки и дальнейшие меры по повышению привлекательности гривневых активов. И хотя процентная политика и монетарная трансмиссия являются поддерживающими инструментами во время войны/фиксированного курса, чрезмерная концентрация ликвидности в отдельных госбанках снижала эффективность их применения.

Для уменьшения рисков, по оценкам НБУ, необходимо соблюдать стратегию сокращения доли государственной собственности в банковской сфере, о чем дополнительно договорено в новой программе EFF с МВФ.

До начала полномасштабной войны для каждого из 4 государственных банков была разработана своя стратегия развития и полного/ частичного выхода государства из капитала. Сейчас к ним добавился 5-й, национализированный в феврале 2023 года Pinbank (Первый инвестиционный банк), хотя его доля на рынке мала. Конечно, речь не идет о полной приватизации крупной четырёх государственных банков во время военного положения (для Укрэксима этот вопрос не стоял и до войны), но могут рассматриваться варианты вхождения МФО (EBRD, IFC) в капитал государственных банков как миноритарного акционера.

Другой не менее важный момент – это гарантирование доступа банков всех групп (государственные, частные, с иностранным капиталом) в государственную программу льготного кредитования (5-7-9). Значение этой программы растет. По сути, сейчас она является главным источником, подпитывающим кредитование во время войны. По данным НБУ, сейчас остаток по кредитам, выданным в рамках программы, составляет треть от работающего гривневого кредитного портфеля бизнеса. Поэтому равный доступ к программе важен для стимулирования конкуренции на рынке и контроля за концентрацией банковских услуг.

$16,5 млрд внешнее финансирование бюджета за 5 мес.: каков ТОП-приоритет Украины на ближайшие годы.

Источник: getmantsevdanil

Не пропустите интересное!

Подписывайтесь на наши каналы и читайте новости в удобном формате!

Главное за сегодня
Больше новостей