Психологи Veteran Hub посоветовали, как помочь человеку, у которого острый стресс
В условиях войны вы можете где угодно встретить человека, который переживает острый стресс и нуждается в поддержке
Как помочь человеку во время стрессовой ситуации/Фото: Tim Gouw/Unsplash
Во время полномасштабной войны чрезвычайно стрессовые ситуации происходят где угодно и с кем угодно, и чрезвычайно часто. В Укрзализныце отмечают, что встретить человека, который испытывает острую стрессовую реакцию, можно в поезде или на вокзале, в метро или на улице, в заведении или в любом другом публичном месте. Поэтому перевозчик поделился советами от психологов Veteran Hub, которые помогут вам поддержать человека, испытывающего острый стресс.
Детали
В Укрзализныце советуют помнить, что острая стрессовая реакция – это нормальная реакция психики на ненормальные события. Нормально также и не иметь такой реакции, ведь все люди разные. В Veteran Hub подчеркивают:
Базово наша психика реагирует на пережитый травматический опыт острыми стрессовыми реакциями. Кто может плакать, а кто замирает, кто испытывает панический страх, а кто кричит или смеется. Как корректно реагировать и помочь другому человеку в таком случае и как поступить, чтобы не навредить?
В Veteran Hub объясняют, что острая стрессовая реакция – это реакция психики на сильный раздражитель или переживаемое травматическое событие. Она может появляться сразу после события или в течение 72 часов и проявляться в поведенческих и эмоциональных реакциях, например, замирании, нервном трепете, паническом страхе (атаке), агрессии, плаче или смехе.
Психологи советуют при встрече человека с такими поведенческими проявлениями не выносить суждения о его психическом здоровье. Острая стрессовая реакция не равна ПТСР. Не все воины имеют ПТСР, не только воины будут иметь ПТСР. Однако все мы испытываем травматический опыт той или иной интенсивности. Если вы не видели причину острой стрессовой реакции, не значит, что у человека не было травматического опыта.
Психологи Veteran Hub объясняют, что мы будем видеть такие проявления часто и должны быть готовы помогать друг другу. Потому что переживание травматического опыта является частью жизни каждого украинца и украинки, и по внешнему виду мы не можем определить, как давно этот опыт был получен.
Первая психологическая помощь во время острой стрессовой реакции
- Позаботиться о безопасности. Вывести из опасности или триггерной ситуации, не оказывать помощь, когда находимся в нервном состоянии или нашей физической безопасности что-то угрожает.
- Стабилизировать. Обеспечить основные потребности, применить техники стабилизации.
- Услышать. Активно слушать без советов, осуждений и обещаний.
- Перенаправить. Направить к кризисным психологам на Линию поддержки Veteran Hub: 067 348 28 68
Если у человека двигательное возбуждение (например, непоседливость, хаотические движения руками, постоянное изменение положения тела)
- Установите контакт. Представиться, говорить спокойным и равномерным голосом. Предложить отойти в безопасное место, по возможности: в отдельное помещение или дальше от большого количества людей.
- Спросить о самочувствии. Если человек идет на контакт, то дать ему место и время для повествования.
- Не перебивать и активно слушать. Проявлять вербальный и невербальный интерес с помощью кивков и коротких фраз.
- Можно сесть напротив и предложить вместе подышать, используя технику 3х6 или дыхание по квадрату, совмещая их с глотками воды.
Если у человека замирание или ступор (когда человек находится в ступоре, то замирает и не реагирует на внешние раздражители)
- Если вы можете понять, что вас слышат и видят, после установления контакта нужно говорить с ним на ухо тихо, медленно, четко и то, что вызовет сильные эмоции. Важно любыми способами вывести его из состояния ступора.
- Согнуть человеку пальцы на обеих руках, так чтобы ногти вонзились в ладонь. Большие пальцы обеих рук должны быть выставлены наружу.
Если у человека агрессия (состояние аффекта)
- После установления контакта лучше для общения отойти от окружающих. Перед этим обязательно убедитесь, что вам ничего не угрожает.
- Дать возможность выговориться и выпустить пару. Не перебивать и не осуждать по способу выражения. Не пытайтесь спорить и приводить логические доводы. Вас не услышат. Сначала соглашайтесь со всем, о чем человеку важно выговориться.
- Затем можно предложить выполнить дыхательные техники для стабилизации.
Если у человека нервная дрожь
После установления контакта объясните, что вы планируете сделать и с разрешения самого человека резко и сильно потрясите его за плечи в течение 10-15 секунд. В процессе лучше разговаривать с ним. После улучшения состояния оставить наедине, чтобы человек мог отдохнуть или уснуть.
Если у человека панический страх (паническая атака)
- Установите зрительный контакт и спросите, можно ли взять человека за руку. Это уже будет отвлекать от симптомов и возвращать в реальность.
- Используйте упражнение 5-4-3-2-1. Назовите 5 красных предметов, 4 звука, коснитесь 3 различных текстур, почувствуйте 2 запаха, сделайте глоток воды или вспомните один вкус. Главное – перенаправить внимание от внутренней тревоги, страха и ощущений в теле.
- Использовать упражнение на поочередное сокращение мышц: напрячь мышцы на 5 секунд, а дальше вслух сказать: "Расслабьтесь". Расслабьтесь на 10 секунд и перейдите к следующей группе мышц.
Если у человека флешбеки
- Установите контакт. Во время разговора важно напомнить, что человек находится "здесь и сейчас". Можно сказать: "Это только воспоминание. Сейчас этого не происходит. Это в прошлом". Быть при этом с человеком в контакте, спрашивать: "Какой сегодня день? Где вы сейчас? Сколько вам лет? Куда вы шли?"
- Встать или сесть напротив и предложить подышать медленно и глубоко. Помочь сосредоточиться на окружающей реальности с помощью органов чувств, использовать технику заземления.
- Важно понимать: здесь нет универсального решения, потому что каждый человек переживает по-своему. После завершения флешбэка можно еще некоторое время остаться рядом с человеком и поговорить с ним.
Если человек плачет
Установить контакт, спросить, нуждается ли человек в помощи и не возражает ли вы, чтобы вы были рядом. Если человек не отказывает в коммуникации, установить зрительный и физический контакт (спросить можно ли взять за руку, положить свою руку на плечо или спину). При разговоре применять техники активного слушания, то есть вербального и невербального подтверждения своего интереса к разговору: кивать головой, произносить: "Да-да", "Ага".
Не останавливать и не успокаивать человека, не давать советов, не обещать, что все будет хорошо и не задавать вопросы. Это позволит выговориться и выплеснуть накопившиеся сильные эмоции.
Также за бесплатной психологической консультацией и эмоциональной поддержкой воины и их близкие могут обратиться на Линию Поддержки Veteran Hub за номером 067 348 28 68.
Недавно мы рассказывали, как побороть эмоциональное выгорание.
Не пропустите интересное!
Подписывайтесь на наши каналы и читайте новости в удобном формате!