ua ru
Пожалуйста, заполните это поле
1

"Я не выдержу еще одного голода": какие чувства мы заедаем из-за войны – объяснение психологини

Здоровье 21:00 - 03 июня 2025

О какой душевной борьбе кричат расстройства пищевого поведения украинцев во время войны – интервью с психологиней Мариной Федосовой ко Дню борьбы с РХП

"Я не выдержу еще одного голода": какие чувства мы заедаем из-за войны – объяснение психологини

"Я не выдержу еще одного голода": какие чувства мы заедаем из-за войны – объяснение психологини

"Расстройства пищевого поведения – это не о еде, это о внутреннем состоянии человека", – отмечает психологиня Марина Федосова, анализируя причины развития и пути преодоления РХП. Если у вас есть какие-либо проблемы в отношениях с едой – прежде всего, обратите внимание на свои чувства и душевные боли. Именно там кроется ключ к вашему здоровому питанию. Как это работает – читайте в нашем эксклюзивном интервью.

Я помогаю украинским женщинам, оказавшимся в Нидерландах из-за военных действий, обрести внутреннюю силу, восстановить самоценность и построить новую реальность в новых жизненных обстоятельствах

Психологиня Марина Федосова

Украинская психологиня Марина Федосова из-за войны сейчас живет в Нидерландах и работает с украинской общиной при муниципалитете. В своей практике она сталкивалась с расстройствами пищевого поведения, вызванными войной.

Одна из моих клиенток, скажем, Мария 36 лет. Дома у нее была стабильная работа, родные, обустроенная жизнь. За границей – чужой язык, отсутствие поддержки, ответственность за маленького ребенка и постоянное напряжение. Она долго держалась, но стресс набирал обороты. Еда стала единственным "успокаивающим": вечером или ночью Мария ела, чтобы хотя бы на мгновение ощутить покой. Потом появилась вина, попытки ограничить себя, голодание, новые срывы – и так по кругу. Ее отношения с пищей стали способом выживания, но в то же время – источником боли.

Обращение к психотерапевту стало первым шагом к переменам. На сессиях Мария научилась распознавать свои эмоции, проговаривать страхи, находить другие способы успокоения, кроме еды. С течением времени вернулось чувство внутренней опоры, уменьшилось чувство вины – и пищевое поведение стабилизировалось

Итак, для того чтобы нормализовать пищевое поведение и не допустить его расстройств – надо, прежде всего, признаться, какие чувства разрывают вас изнутри, разобраться с ними и разрешить внутренние конфликты. Это нелегкая работа, поэтому для начала нужно хотя бы найти более здоровую альтернативу для утоления стресса и переживаний, чем нездоровое питание.

Какие чувства вызывают РХП?

Расстройства пищевого поведения – это не каприз и слабость. Это симптом глубочайшей внутренней борьбы. И вместо осуждения человеку нужна поддержка, – акцентирует психологиня

По словам Марины, проблемы в отношениях с едой часто возникают как реакция на стресс, потерю контроля, эмоциональное напряжение или длительное чувство одиночества. Среди основных причин:

  • психологические трудности (тревога, низкая самооценка, перфекционизм),

  • травматический опыт,

  • социальное давление (идеалы красоты, культура диет),

  • сложные семейные отношения

  • или жизнь в условиях неопределенности – как, например, во время эмиграции.

Таким образом, независимо от того, живем мы в Украине или стали вынужденными переселенцами, война создает для каждого украинца серьезные предпосылки для развития РХП.

Из-за войны питание становится одной из немногих сфер, которую еще можно контролировать. Это может привести как к жесткому ограничению пищи, так и к перееданию ради снижения напряжения.

Кроме того, меняется доступ к продуктам, питание может быть нерегулярным, а само отношение к пище – напряженным или тревожным.

Травма голода: какие последствия может повлечь за собой

Но, конечно, чем ближе человек к войне – тем хуже ее влияние.

Марина Федосова рассказывает историю пациентки, которая несколько месяцев жила в оккупации – в городе без стабильного доступа к пище:

Иногда ели ежедневно, были дни без нормальной воды. Постоянный страх за жизнь и неизвестность, когда будет следующая возможность поесть, оставили глубокую внутреннюю тревогу.

После эвакуации в Европу, где доступ к еде стал неограниченным, моя клиентка начала бессознательно запасаться продуктами. Даже когда холодильник был полон, ей казалось, что "этого мало".

Женщина часто переедала, даже без голода, особенно ночью. Ей трудно было оставить тарелку с недоеденной едой, ведь появлялось сильное внутреннее чувство вины и тревоги: "Я не имею права выбросить. Вдруг завтра не будет ничего?".

В разговоре пациентка призналась: "Я знаю, что сейчас у меня все есть, но внутри – как страх, что все может исчезнуть за один день. И я не выдержу еще одного голода"

Таким образом Марина диагностирует травматический опыт дефицита, который после завершения острой фазы триггерит переедание как подсознательную защиту. Он требует глубокой проработки ощущения опасности, потери контроля и травмы голода.

Источник: МЕТА новости

Не пропустите интересное!

Подписывайтесь на наши каналы и читайте новости в удобном формате!

Главное за сегодня
Больше новостей