Огромное исследование выявило связь кишечных бактерий с болезнью Альцгеймера

Здоровье 09:48 - 06 апреля 2023

Понимание причин развития болезни Альцгеймера может помочь ученым создать лекарство от нее

Пожилые мужчины играют в шахматы

Ученые обнаружили связь между бактериями в кишечнике и болезнью Альцгеймера/Фото: Vlad Sargu/Unsplash

Напряжение между мозгом, кишечником и населяющими его микроорганизмами играет решающую роль в развитии нейродегенеративных состояний и давно в центре внимания исследований ученых. В то время как количество доказательств в пользу связи между осью микробиота-кишечник-мозг (MGBA) и болезнью Альцгеймера продолжает расти, точный механизм связи все еще плохо изучен.

Используя наибольшее исследование микрофлоры кишечника человека в масштабах генома, команда исследователей из США обнаружила более четкую связь между болезнью Альцгеймера и смесью живущих в пищеварительной системе организмов.

Анализ ученых выявил не только генетическую связь между разными родами кишечных бактерий и диагнозом болезни Альцгеймера, но и связь между микробами и генетическим фактором риска нейродегенеративного расстройства. Исследование также подчеркивает взаимодействие генетических факторов и воспалительной микрофлоры кишечника в здоровой работе мозга.

В начале нашего развития наше тело колонизируется набором бактерий, грибков и вирусов, устанавливающих временный мир с иммунной системой. В основном такая договоренность взаимовыгодна. Микробы находят место для жизни, а мы получаем благодаря им защиту от других микробов.

Это не значит, что баланс всегда гармоничен. Изменения в нашей иммунной системе могут дать некоторым видам преимущество над другими. Подобным образом изменения в составе микробов, например из-за изменений в нашем рационе, могут глубоко повлиять на функционирование организма. Как к лучшему, так и к худшему.

В последние годы исследователи сосредоточились на этих сложных отношениях между кишечной микрофлорой, иммунной системой и неврологическими функциями, пытаясь понять, почему участки мозга дегенерируют и вызывают симптомы потери памяти и когнитивного снижения, которые мы называем болезнью Альцгеймера.

Наблюдательные исследования выявили уменьшение разнообразия кишечных микробов у людей с диагностированной болезнью, тогда как лабораторные анализы показали, что кишечные бактерии могут выделять химические вещества, которые могут вызвать вредные воспалительные сигналы в мозге.

Дело осложняет ген, участвующий в перемещении жиров в крови, известный как аполипопротеин Е (APOE). Из трех версий, найденных у людей, вариант, известный как E4, кажется, является генетическим риском для болезни Альцгеймера. Почему это так, непонятно, хотя есть веские основания подозревать, что наличие хотя бы одной копии APOE E4 может оказать определенное влияние на состав наших микробных жителей.

Это последнее исследование связей между микробами, APOE E4 и болезнью Альцгеймера дает еще более убедительные доказательства связанной с мозгом работы механизма кишечника.

Команда проанализировала подробные записи 119 родов бактерий на основе исследования с участием тысяч участников, известного как консорциум MiBioGen.

Первоначальный поиск бактериальных генов, которые могут быть связаны с болезнью Альцгеймера, обнаружил 20 родов, подозреваемых в том, что они играют определенную роль в развитии болезни. Второй поиск из-за более ограниченной выборки дал более точные 10 родов, шесть из которых были менее распространены среди диагностированных пациентов, а остальные четыре были более распространены.

Из этих 10 родов четыре бактерии, вероятно, имели связь с аллелем APOE, который, как считают, повышает риск болезни Альцгеймера.

Одним из примеров такого рода является Actinobacterium Collinsella, связанный не только с болезнью Альцгеймера и вариантом APOE, но и с ревматоидным артритом, атеросклерозом и диабетом 2 типа.

Исследователи подозревают, что способность Collinsella способствовать выработке гормонов посредников воспаления вместе с его способностью делать кишечник более проницаемым может сыграть роль в обострении, если не спровоцировании, неврологического повреждения.

Повышенный уровень холестерина и липопротеидов низкой плотности (ЛПНП), выявленный у здоровых взрослых с большим количеством Collinsella, также свидетельствует об определенной связи между микробами, метаболизмом жира и нейродегенерацией.

Болезнь Альцгеймера является самой распространенной формой деменции, которая, по прогнозам, поразит 150 миллионов человек во всем мире к середине столетия, главным образом благодаря значительному росту населения мира с каждым годом. Отслеживание происхождения болезни и понимание ее патологии на фундаментальном уровне жизненно важны, если мы хотим найти способы лечения или даже предотвращения ее симптомов.

Раньше мы писали, от каких пищевых привычек следует отказаться после 50 лет. Отказ от определенных аспектов в вашем стиле питания позволит в лучшем состоянии поддерживать здоровье.

Источник: Science Alert