Обычное снотворное может помочь предотвратить развитие болезни Альцгеймера

Здоровье 09:31 - 25 апреля 2023

Ученым еще предстоит многое узнать о болезни Альцгеймера и связь со сном может быть ключевой в этом вопросе

Мужчина спит

Ученые обнаружили, что снотворное может помочь предотвратить развитие болезни Альцгеймера/Фото: Shane/Unsplash

Ученым еще мало известно о болезни Альцгеймера, но давно известно, что она может быть связана с плохим сном, поэтому исследователи постоянно изучают связь сна с этим тяжелым заболеванием. Теперь новое исследование показало, что использование снотворных средств может уменьшить накопление токсичных сгустков белка в жидкости, каждую ночь промывающей мозг и таким образом снизить риск развития болезни Альцгеймера.

Исследователи из Университета Вашингтона в Сент-Луисе обнаружили, что люди, две ночи принимавшие суворексант, обычное средство для лечения бессонницы, в клинике сна почувствовали незначительное падение двух белков, бета-амилоида и тау, которые накапливаются при болезни Альцгеймера.

Несмотря на то, что исследование было коротким и охватывало небольшую группу здоровых взрослых, оно представляет интересную демонстрацию связи между сном и молекулярными маркерами болезни Альцгеймера.

Нарушения сна могут быть ранним признаком развития болезни Альцгеймера, предшествующим другим симптомам, таким как потеря памяти и снижение когнитивных функций. И к тому времени, когда появляются первые симптомы, уровень аномального бета-амилоида почти достигает своего пика, образуя сгустки, которые называются бляшками, которые закупоривают клетки мозга.

Исследователи считают, что содействие сну может быть одним из путей предотвращения болезни Альцгеймера, позволяя спящему мозгу очищаться от остатков белка и других продуктов жизнедеятельности дня. Руководитель исследования невролог Брендан Люси из Центра медицины сна Вашингтонского университета отмечает, что хотя снотворные могут помочь в этом отношении, "было бы преждевременно для людей, которые озабочены развитием болезни Альцгеймера, толковать это как причину начать принимать суворексант каждый вечер".

Исследование длилось всего две ночи, в нем приняли участие 38 участников среднего возраста, у которых не было признаков когнитивных расстройств и проблем со сном. Использование снотворных в течение длительного времени также не идеальное решение для тех, кто не высыпается, поскольку достаточно легко стать зависимым от них.

Снотворные также могут убаюкивать людей в более мелкие приступы сна, а не в фазы гибернации. Это может быть проблематичным, поскольку предыдущие исследования Люси и его коллег обнаружили связь между менее качественным медленным сном и повышенным уровнем возникновения бляшек тау и бета-амилоида.

В своем последнем исследовании Люси и его коллеги хотели увидеть, может ли улучшение сна с помощью снотворных препаратов снизить уровни тау и бета-амилоида в спинномозговой жидкости, омывающей головной и спинной мозг. Прошедшие исследования показывают, что даже одна ночь без сна может повлечь за собой повышение уровня бета-амилоида.

Группа добровольцев в возрасте от 45 до 65 лет получила одну из двух доз суворексанта или таблетку плацебо через час после того, как исследователи отобрали спинномозговую жидкость для взятия небольшого образца. Исследователи продолжали собирать образцы каждые два часа в течение 36 часов, пока участники спали, а также на следующий день и ночь, чтобы измерить, как изменился уровень белка.

Не было никаких отличий во сне между группами, но концентрации бета-амилоида были снижены на 10-20% при дозе суворексанта по сравнению с плацебо. Высшая доза суворексанта мгновенно снизила уровень гиперфосфорилированного тау, модифицированной формы белка тау, связанного с образованием бляшек тау и гибелью клеток.

Однако этот эффект наблюдался лишь с некоторыми формами тау и концентрация тау снова возрастала в течение 24 часов после приема снотворного.

При этом вопрос о том, что именно влечет за собой возникновение болезни Альцгеймера, пока не имеет окончательного ответа. Ведущая теория о том, что аномальные сгустки белка вызывают патологию Альцгеймера, в последнее время попала под тщательную проверку после того, как десятилетия исследований, направленных на снижение уровня амилоида, не нашли ни одного полезного препарата или терапии, которые фактически предотвращали или замедляли болезнь. Это побудило исследователей переосмыслить, как развивается заболевание Альцгеймера.

То есть, очевидно, снотворное может помочь некоторым людям хорошо поспать, но использование таких препаратов для профилактики болезни Альцгеймера является туманной перспективой, основанной на шаткой гипотезе о причинах возникновения этого заболевания.

Ранее мы сообщали, что исследователи научились предсказывать болезнь Альцгеймера за десять лет до начала ее развития. Выявление болезни в начале возникновения симптомов может помочь отсрочить ее развитие.

Источник: Science Alert