Эмманюэль Макрон и "момент Черчилля" – эксперт
Почему Макрон изменил свою позицию и что такое "момент Черчилля" в его политике – объясняет кандидат исторических наук Юрий Темиров

Фото: Kin Cheung - Pool/Getty Images
Юрий Темиров – кандидат исторических наук, декан факультета истории и международных отношений Донецкого национального университета имени Василия Стуса (г. Винница).
Далее – прямая речь эксперта
Когда речь идет о влиянии на Европу полномасштабной фазы агрессии московии против Украины, часто используется образ континента, который наконец просыпается от геополитической спячки: осознает природу российской угрозы, начинает системную трансформацию политики безопасности и обороны, переосмысливает свою роль в мировой политике. Что касается последствий этих событий для президента Франции Эмманюэля Макрона, то нередко указывается на упущение им своего исторического "момента Черчилля".
Почти идиома "момент Черчилля" родилась во время драматических событий Второй мировой войны в мае-июне 1940 г., которые завершились капитуляцией Франции. Тогда Британия осталась один на один против нацистской Германии и ее союзников. В этих обстоятельствах в трех знаменитых речах Уинстон Черчилль заявил о намерении страны сражаться до конца. Таким образом "момент Черчилля" ассоциируется с решительными, несмотря на значительный риск, действиями политика в условиях кризиса и смертельной угрозы.
Создается впечатление, что резонансные заявления Макрона о возможности отправки французских войск в Украину – своеобразный второй дубль "момента Черчилля". Среди основных мотивов политически достаточно рискованной инициативы, которую поддерживают лишь 23% французов и не поддерживают большинство союзников по НАТО, эксперты называют претендование французского президента на европейское лидерство, личные амбиции, выборы в Европарламент, попытки отвлечь от провалов во внутренней политике.
Украинцам стоит посмотреть на ситуацию сквозь призму влияния на наш потенциал ведения войны против московии. Еще в начале июня 2022 г. Э. Макрон занимался прежде всего тем, чтобы война не закончилась унижением путина. Начиная с последних месяцев 2023 г., в своем видении завершения войны французский лидер постепенно перешел от "не допустить поражения Украины" к "обеспечить победу Украины". Положительным аспектом такой трансформации является то, что она выглядит устойчивой и наполненной конкретным действиями: предоставление финансовой помощи, вооружения, активные дипломатические усилия по активизации других европейских союзников Киева. Негативный аспект – ее слишком медленные темпы.
Крайне важно также, что Эмманюэль Макрон постепенно избавляется от скептицизма в отношении расширения ЕС и НАТО, включая перспективы вступления в ключевые западные институции Украины. В таком более широком контексте эволюции внешней политики Франции пересмотр Макроном красных линий в противодействии путинскому режиму, публичный акцент на неисключенности опции привлечения французских вооруженных сил выглядит логичным, а потому вряд ли может быть отнесен исключительно к предвыборным манипуляциям. Указанная опция (даже при 23% ее одобрения) соответствует также определенным тенденциям внутри Франции. Заявление Марин Ле Пен о поддержке Киева в российско-украинской войне свидетельствует, как минимум, о непопулярности путина и путинизма, осознании даже пророссийскими политиками необходимости отмежеваться от них.
Скептики могут акцентировать негативное или крайне осторожное отношение ведущих стран Запада к французской инициативе, положительное восприятие лишь некоторыми странами Центральной Европы и Балтии. Однако встреча 15 марта 2024 г. Э. Макрона, О. Шольца и Д. Туска (лидеров так называемого "Веймарского треугольника") дает основания считать, что неоднозначная по сути перспектива отправки войск в Украину уже имеет определенное положительное для Украины влияние на лидера Германии.
Несколько провокационная инициатива Макрона имеет еще один важный (опять же положительный для Украины) аспект – личностный. Претензии французского президента на лидерство реализуются в двух измерениях: государственном и персональном. Государственное измерение предполагает лидерство Франции в Европе, а, возможно, даже и в западном мире в случае прихода к власти в США Дональда Трампа.
Персональное измерение лидерства олицетворяется самим Эмманюэлем Макроном, который пытался использовать в политике в отношении российско-украинской войны сначала посреднический, а затем миротворческий потенциал. В начале февраля 2022 г. лично президент, французские дипломаты прилагают серьезные усилия для недопущения полномасштабной эскалации. путин и лавров активно поощряют надежды французской стороны, которые та высказывает публично. Тем не менее, через несколько недель полномасштабное вторжение начинается. В июне 2022 г. Макрон снова пытался найти формат взаимодействия с кремлем, сделал уже упомянутое предостережение о мире, который не унижает путина. Однако забота о главе кремля обернулась угрозой унижения Франции и лично Эмманюэля Макрона, что могло похоронить надежды на лидерство. Один из французских дипломатов на условиях анонимности проинформировал, что кардинальные изменения в позиции президента произошли в течение осени-зимы 2023 г. При этом в Елисейском дворце откровенно признавали, что москва "выставила их дураками".
В качестве итога можно отметить следующее. Публично заявленная позиция Э. Макрона о возможности отправки в Украину французских войск несомненно не является спонтанной или эмоциональной, она – важная составляющая трансформации французской внешней политики включительно с видением российско-украинской войны. Продуманность изменений свидетельствует кадровое обновление: новое правительство, премьер-министр и руководитель МИД. Кстати, традиционно свою первую зарубежную поездку новый глава МИД Франции делал в Берлин. Стефан Сежурне свой первый визит совершил в Киев. Действительно, неожиданная для многих инициатива президента Франции имеет целый комплекс мотивов, среди которых ключевыми, по нашему мнению, являются два взаимосвязанных: претендование на лидерство и окончательное разочарование в возможности о чем-то договариваться с путиным.
Что касается второго шанса на "момент Черчилля" для Макрона, то его не будет. Сама сущность "момента Черчилля" не предусматривает. Но шанс на лидерство для Франции и лично Эмманюэля Макрона остается. Очень важно, что видение лидерства Парижем по основным параметрам соответствует интересам Украины, по крайней мере, пока. При этом Киеву следует воздержаться от попыток вложить в слова французского президента свой собственный смысл.
Эксперт объяснил, каких целей пытается достичь Макрон громкими заявлениями
Не пропустите интересное!
Подписывайтесь на наши каналы и читайте новости в удобном формате!