Визит Нарендры Моди в Украину и призрак глобального Юга
"И Киев, и москва прилагают большие усилия к тому, чтобы привлечь симпатии Глобального Юга на свою сторону"
Эксперт о визите Нарендры Моди в Украину/Фото: Getty Images
Об эксперте: Юрий Темиров – кандидат исторических наук, декан факультета истории и международных отношений Донецкого национального университета имени Василия Стуса.
Визит премьер-министра Индии Нарендры Моди в Украину 23 августа 2024 г. поощрил и без того достаточно оживленное обсуждение фактора так называемого Глобального Юга в российско-украинской войне. Индия обоснованно рассматривается как один из лидеров этой группы стран. И Киев, и москва прилагают большие усилия к тому, чтобы привлечь симпатии Глобального Юга на свою сторону. Успех Украины в этом соревновании зависит от многих обстоятельств. Хотелось бы подчеркнуть несколько из них.
Во-первых, необходимо осознавать, что такое Глобальный Юг, не только в геополитическом смысле, но и в отношении общественной природы государств, определяющей их поведение в международных отношениях. Мы имеем дело со странами, где не произошло модернизации в классическом (западном) смысле, в которых не сформировалось (или является крайне слабым) гражданское общество, что имеет следствием отсутствие ценностной составляющей во внешней политике. Именно отсутствие такой составляющей определяет позицию Индии относительно российско-украинской войны: не осудила агрессора; не присоединилась к санкциям, а наоборот использовала их себе на пользу; ограничивается ритуальными заявлениями о поддержке восстановления мира и стабильности. Проявлением настоящей сущности индийской политики является не визит в Киев, а объятия Моди с путиным во время преступного удара по Охматдету.
Во-вторых, складывается достаточно обоснованное впечатление, что ключевым мотивом, определяющим позицию государств Глобального Юга относительно российско-украинской войны, является опасность потерять внимание, ресурсы Запада и международных институтов, которые в больших объемах используются для поддержки Украины.
В-третьих, московия пытается использовать антизападный потенциал Глобального Юга, который происходит из колониального прошлого. Ее основная цель - не допустить расширения консолидированной антикремлевской коалиции западных государств за счет стран Азии, Африки и Латинской Америки. Коллективный путин постоянно подчеркивает, что Запад - это еще не весь мир, а потому московия не находится в международной изоляции. Имеют место попытки привлечь Юг не только для ослабления дипломатической блокады, но и преодоления негативных последствий экономических санкций, восстановления военных возможностей. В своеобразную институциональную опору антизападного и антиукраинского блока московия пытается превратить группировку БРИКС, в которой она является соучредителем вместе с Индией, а также Китаем, Бразилией и Южной Африкой.
Наконец, когда мы говорим о потенциале давления на преступный кремлевский режим, стоит принимать во внимание мнение бывшего министра иностранных дел Украины Павла Климкина о том, что единственный лидер, который действительно может повлиять на решение путина относительно войны рф в Украине, - это китайский глава Си Цзиньпин.
В своем нынешнем состоянии Глобальный Юг не способен выступать конструктивной силой в международных отношениях, его кажущаяся автономность является скорее дестабилизирующим фактором, препятствием на пути формирования нового международного порядка. Субъектность государств Юга - опасный призрак, источник ошибочных решений и стратегий. Конечно, для приближения Победы Украине необходимо эффективно работать с государствами глобального Юга, но учитывать при этом происхождение и действительную природу их внешней политики, позиции по отдельным вопросам мировой политики, прежде всего российско-украинской войны. Руководствоваться в отношениях с ними следует рациональными оценками, а не призрачными представлениями.
Не пропустите интересное!
Подписывайтесь на наши каналы и читайте новости в удобном формате!