Эффективность судебных жалоб на решения ГНС почти втрое выше административных - Счетная палата
Счетная палата выявила почти трехкратное различие результатов обжалования решений Государственной налоговой службы (ГНС) в административном и судебном порядке

Эффективность судебных жалоб на решения ГНС почти втрое выше административных - Счетная палата
Такая информация указана в выводах аудита "Обжалование решений ГНС: влияние на экономическую активность налогоплательщиков" за период 2021-2023 годов и первой половины 2024 года.
Детали
"Если в административном порядке только 27% решений (на 34,5 млрд грн) было удовлетворено в пользу налогоплательщиков, то в судебном - удовлетворенных в пользу плательщиков решений 75% (127,5 млрд грн)", - отмечает Счетная палата в пресс-релизе в пятницу.
Она уточнила, что в целом за период, подлежавший аудиту, налогоплательщики обжаловали более 44 тыс. налоговых решений в административном порядке, тогда как суды рассмотрели около 73 тыс. таких дел.
Аудиторы установили, что ГНС в указанный период приняла отдельные меры для совершенствования процедуры административного и судебного обжалования, что сократило срок исполнения решений судей, вынесенных в пользу налогоплательщиков.
"Если в 2021-2023 годах налоговики выполняли их с задержкой от трех месяцев до двух лет, то в первом полугодии 2024 года ситуация улучшилась: срок выполнения таких решений не превышал трех месяцев", - говорится в отчете.
Согласно ему, налоговые поступления, уплаченные по решениям судов, постепенно уменьшались: 1,3 млрд грн в 2021 году, 0,8 млрд грн - в 2022 году и 0,5 млрд грн в 2023 году. Кроме того, за этот период ГНС уплатила 800 млн грн судебного сбора.
Кроме того, из-за неуплаты судебного сбора органы ГНС получили отказы в 5,5 тыс. судебных дел в апелляционном и кассационном производстве. Причина - неравномерное финансирование органа в течение бюджетного года.
Счетная палата также констатировала, что отказ в регистрации налоговых накладных, включение налогоплательщиков в перечень рисковых, которые в дальнейшем суды признавали как необоснованные, задержка в выполнении судебных решений по обжалованию этих отказов негативно влияли на экономическую активность налогоплательщиков. Это привело к снижению уровня доверия к органам ГНС и правовой системе в целом.
"Поэтому Счетная палата среди прочего рекомендует органам ГНС принять меры по повышению качества проведения органами ГНС контрольно-проверочной работы, улучшению деятельности комиссий по приостановлению регистрации налоговых накладных в Едином реестре, усовершенствованию процедуры административного и судебного обжалования, внедрению мониторинга и контроля за своевременным выполнением решений судов", - отметила ответственная за аудит председатель счетной палаты Ольга Пищанская.
В то же время она отметила, что с начала 2024 года происходят улучшения в работе ГНС, а присутствовавший на заседании по утверждению отчета 22 октября и. о. первого заместителя председателя ГНС Владислав Бугасов сообщил, что служба будет пытаться устранить эти недостатки в кратчайшие сроки.
Аудит также выявил, что в течение 2021-2023 годов и в первом полугодии 2024 года была остановлена регистрация 7,7 млн налоговых накладных/расчетов корректировки (НН/РК) на сумму НДС 144,1 млрд грн. Из этого количества 23,4% (на 39,2 млрд грн НДС) остановлено по критерию рискованности плательщика НДС на основе имеющейся у ГНС налоговой информации, определяющей рискованность осуществления таким плательщиком хозяйственной операции.
Уточняется, что в период аудита в перечне рисковых находилось в среднем около 16 тыс. налогоплательщиков, при этом они уплатили в государственный бюджет 42,7 млрд грн налогов и сборов.
По мнению аудиторов, критерий рискованности является достаточно обобщенным, что предоставляет слишком широкие дискреционные полномочия комиссиям регионального уровня, принимающим соответствующие решения. В частности, аудиторы установили, что отдельные решения комиссий центрального и регионального уровней по остановке регистрации НН/РК в их Едином реестре были недостаточно обоснованными, поэтому требуют усовершенствования показатели контрольно-проверочной работы на региональном уровне и критерии их оценки на центральном уровне.
Отмечено также, что в информационных системах ГНС не предусмотрена автоматизированная функция обобщения данных о результатах административного и судебного обжалования. Это мешает принимать обоснованные управленческие решения для улучшения процедуры административного и судебного обжалования.
Читайте также, Украина станет 125-м государством - участником МУС с 1 января 2025 года.
Не пропустите интересное!
Подписывайтесь на наши каналы и читайте новости в удобном формате!