Антрополог объяснил, почему традиция дарить подарки настолько популярна
Почему такой популярной стала традиция передавать что-то ценное, когда ты можешь сам этим воспользоваться
Почему мы так любим дарить подарки/Фото: Kari Shea/Unsplash
Сезон подарков в разгаре, и как бы мы ни любили Святого Николая или Санта Клауса, главными дарителями всегда являются обычные люди. И не зависимо от того, дарите ли вы подарки при малейшей возможности, или только на большие праздники – это неотделимая особенность жизни практически всех людей во всех обществах. Доцент-исследователь антропологии Университета Колорадо в Денвере Чип Колвелл рассказал, откуда взялась столь важная традиция в нашей жизни.
Детали
Колвелла заинтересовал вопрос, зачем людям просто передавать что-нибудь драгоценное или ценное, когда они могут этим воспользоваться сами?
Как отмечает исследователь, некоторые психологи наблюдали внутреннее наслаждение у людей, которое ассоциируется с дарованием подарков. Богословы отмечают, что дарование является способом выражения нравственных ценностей, таких как любовь, доброта и благодарность в католицизме, буддизме и исламе. А философы от Сенеки до Фридриха Ницше считали дарование лучшим проявлением бескорыстия. Неудивительно, что подарки являются центральной частью Хануки, Рождества, Кванзы и других зимних праздников.
Для Колвелла наиболее убедительным объяснением этого феномена является теория французского антрополога Марселя Мосса, которую он предложил в далеком 1925 году.
Мосс был озадачен обществами, в которых подарки дарились экстравагантно. Например, вдоль северо-западного побережья Канады и Соединенных Штатов коренные народы проводят церемонии потлача. Во время этих дневных пиров хозяева раздают огромное количество имущества.
В эссе под названием "Подарок" Мосс рассматривает потлачи как экстремальную форму дарения. При этом он предполагает, что такое поведение вполне известно почти в каждом человеческом обществе: мы отдаем вещи, даже если хранить их у себя, кажется, имеет гораздо больший экономический и эволюционный смысл.
Мосс отметил, что подарки создают три отдельных, но неразрывно связанных действия – это дарование, получение и взаимность.
Первый акт дарения устанавливает добродетели дарителя. Они выражают свою щедрость, доброту и честь.
Акт получения подарка, в свою очередь, свидетельствует о готовности человека получить уважение. Это способ для получателя продемонстрировать собственное великодушие, что он готов принять то, что ему предлагают.
Третья составляющая дарения подарков – это взаимность. По сути, ожидается, что лицо, получившее подарок, также сделает ответный подарок. Но потом, когда первое лицо получает что-то в ответ, оно должно вернуть еще один подарок человеку, который получил оригинальный подарок. Таким образом, процесс дарения превращается в бесконечный цикл.
По словам Колвелла, этот последний шаг делает подарки уникальными. В отличие от покупки в магазине, где обмен заканчивается, когда деньги обмениваются на товары, дарование подарков развивает и поддерживает отношения. Эти отношения между дарителем и получателем связаны с нравственностью. Подарок является выражением справедливости, потому что каждый подарок, как правило, имеет такую же или большую ценность, чем подаренный последним. А также проявление уважения, поскольку он демонстрирует готовность почтить другого человека.
Таким образом, дарование объединяет людей, поддерживая связь в бесконечном цикле взаимных обязательств.
Колвелл отмечает, что сегодня мы реализуем традицию дарить подарки слишком хорошо, ведь многие страдают не от отсутствия подарков, а от избытка. Так, с каждым годом американцы, например, тратят все больше денег на подарки в зимний праздничный сезон. При этом огромное количество подарков просто выбрасывают.
Во время праздничного сезона 2019 года было подсчитано, что подарки, на которые американцы потратили более 15 миллиардов долларов, были нежелательны, причем 4% отправлялись непосредственно на свалку.
Чтобы не поддерживать массовое потребительство в праздничный сезон, которое только увеличивает загрязнение окружающей среды, не стоит отказываться от многовековой традиции, но необходимо более обдуманно делать подарки. Колвелл отмечает:
Идеи Мосса не способствуют потреблению. Напротив, его объяснения подарков свидетельствуют о том, что чем значимее и личнее подарок, тем большее уважение оказывается. По-настоящему продуманный подарок с гораздо меньшей вероятностью окажется на помойке. И винтажные, переработанные товары ручной работы – или персонализированный опыт, например гастрономический тур или полет на воздушном шаре – могут быть даже более ценными, чем дорогостоящий предмет массового производства с другого конца света, доставленный через океаны и упакованный в пластик. Качественные подарки могут говорить о ваших ценностях и более значительно поддерживать ваши отношения.
Ранее новое исследование показало, что эволюционно детям нужно больше, чем два "родителя", что противоречит самой популярной модели нуклеарной семьи.
Не пропустите интересное!
Подписывайтесь на наши каналы и читайте новости в удобном формате!