RU UA
1

Антрополог объяснил, почему традиция дарить подарки настолько популярна

Наука 11:21 - 25 декабря 2023

Почему такой популярной стала традиция передавать что-то ценное, когда ты можешь сам этим воспользоваться

Подарочные коробки

Почему мы так любим дарить подарки/Фото: Kari Shea/Unsplash

Сезон подарков в разгаре, и как бы мы ни любили Святого Николая или Санта Клауса, главными дарителями всегда являются обычные люди. И не зависимо от того, дарите ли вы подарки при малейшей возможности, или только на большие праздники – это неотделимая особенность жизни практически всех людей во всех обществах. Доцент-исследователь антропологии Университета Колорадо в Денвере Чип Колвелл рассказал, откуда взялась столь важная традиция в нашей жизни.

Детали

Колвелла заинтересовал вопрос, зачем людям просто передавать что-нибудь драгоценное или ценное, когда они могут этим воспользоваться сами?

Как отмечает исследователь, некоторые психологи наблюдали внутреннее наслаждение у людей, которое ассоциируется с дарованием подарков. Богословы отмечают, что дарование является способом выражения нравственных ценностей, таких как любовь, доброта и благодарность в католицизме, буддизме и исламе. А философы от Сенеки до Фридриха Ницше считали дарование лучшим проявлением бескорыстия. Неудивительно, что подарки являются центральной частью Хануки, Рождества, Кванзы и других зимних праздников.

Для Колвелла наиболее убедительным объяснением этого феномена является теория французского антрополога Марселя Мосса, которую он предложил в далеком 1925 году.

Мосс был озадачен обществами, в которых подарки дарились экстравагантно. Например, вдоль северо-западного побережья Канады и Соединенных Штатов коренные народы проводят церемонии потлача. Во время этих дневных пиров хозяева раздают огромное количество имущества.

В эссе под названием "Подарок" Мосс рассматривает потлачи как экстремальную форму дарения. При этом он предполагает, что такое поведение вполне известно почти в каждом человеческом обществе: мы отдаем вещи, даже если хранить их у себя, кажется, имеет гораздо больший экономический и эволюционный смысл.

Фото: freestocks/Unsplash

Мосс отметил, что подарки создают три отдельных, но неразрывно связанных действия – это дарование, получение и взаимность.

Первый акт дарения устанавливает добродетели дарителя. Они выражают свою щедрость, доброту и честь.

Акт получения подарка, в свою очередь, свидетельствует о готовности человека получить уважение. Это способ для получателя продемонстрировать собственное великодушие, что он готов принять то, что ему предлагают.

Третья составляющая дарения подарков – это взаимность. По сути, ожидается, что лицо, получившее подарок, также сделает ответный подарок. Но потом, когда первое лицо получает что-то в ответ, оно должно вернуть еще один подарок человеку, который получил оригинальный подарок. Таким образом, процесс дарения превращается в бесконечный цикл.

По словам Колвелла, этот последний шаг делает подарки уникальными. В отличие от покупки в магазине, где обмен заканчивается, когда деньги обмениваются на товары, дарование подарков развивает и поддерживает отношения. Эти отношения между дарителем и получателем связаны с нравственностью. Подарок является выражением справедливости, потому что каждый подарок, как правило, имеет такую ​​же или большую ценность, чем подаренный последним. А также проявление уважения, поскольку он демонстрирует готовность почтить другого человека.

Таким образом, дарование объединяет людей, поддерживая связь в бесконечном цикле взаимных обязательств.

Колвелл отмечает, что сегодня мы реализуем традицию дарить подарки слишком хорошо, ведь многие страдают не от отсутствия подарков, а от избытка. Так, с каждым годом американцы, например, тратят все больше денег на подарки в зимний праздничный сезон. При этом огромное количество подарков просто выбрасывают.

Фото: freestocks/Unsplash

Во время праздничного сезона 2019 года было подсчитано, что подарки, на которые американцы потратили более 15 миллиардов долларов, были нежелательны, причем 4% отправлялись непосредственно на свалку.

Чтобы не поддерживать массовое потребительство в праздничный сезон, которое только увеличивает загрязнение окружающей среды, не стоит отказываться от многовековой традиции, но необходимо более обдуманно делать подарки. Колвелл отмечает:

Идеи Мосса не способствуют потреблению. Напротив, его объяснения подарков свидетельствуют о том, что чем значимее и личнее подарок, тем большее уважение оказывается. По-настоящему продуманный подарок с гораздо меньшей вероятностью окажется на помойке. И винтажные, переработанные товары ручной работы – или персонализированный опыт, например гастрономический тур или полет на воздушном шаре – могут быть даже более ценными, чем дорогостоящий предмет массового производства с другого конца света, доставленный через океаны и упакованный в пластик. Качественные подарки могут говорить о ваших ценностях и более значительно поддерживать ваши отношения.

Ранее новое исследование показало, что эволюционно детям нужно больше, чем два "родителя", что противоречит самой популярной модели нуклеарной семьи.

Источник: The Conversation

Не пропустите интересное!

Подписывайтесь на наши каналы и читайте новости в удобном формате!

ГЛАВНОЕ ЗА СЕГОДНЯ
Больше новостей