Причиной последнего ледникового периода на Земле может быть столкновение с космическим облаком

Наука 10:24 - 18 июня 2024

Космическая "облачность" – еще одна вероятная причина для кардинальных климатических изменений на планете

Виновником последнего ледникового периода может быть космическое облако/Фото: ESA/Hubble/NASA

Группа ученых полагает, что столкновение с космическими облаками может кардинально изменить климат нашей планеты. Новое исследование показывает, что последний ледниковый период, закончившийся примерно 12 000 лет назад, мог быть вызван межзвездным облаком холодного газа. Оно, вероятно, ограничивала тепло Солнца, начав цепную реакцию.

В настоящее время ученые картографируют путь Солнца в межзвездной среде. Делая это, они смогли определить, вызывали ли подобные взаимодействия другие крупные события. Они также смогли увидеть, что ждет нашу планету. Космический физик Бостонского университета Мерав Офер отмечает, что создание карты траектории Солнца поможет определить насколько распространены такие явления.

Хотя мы знаем, что наша Солнечная система несется в космосе из-за расширения Вселенной, легко попасть в ловушку, воспринимая наше Солнце как статический объект. Это мышление игнорирует то, что большая часть Вселенной является межзвездной средой (ISM), которая является домом для огромных облаков газа и пыли, которые однажды могут столкнуться со звездными системами во время движения по космосу. В зависимости от их взаимодействия, эти облака могут оставлять свой след на века.

Офер объясняет, что наше Солнце путешествовало через разные регионы ISM в течение своего существования, и разные среды, с которыми оно сталкивалось, вероятно, повлияли на гелиосферу. Исследователи предположили, что каждые 109 лет Солнце могло сталкиваться с плотными молекулярными облаками, которые на 4-5 порядков плотнее других ISM. Однако на сегодняшний день никто не составил карту пути Солнца или не определил, с которыми ISM Солнце могло контактировать.

В своем исследовании, опубликованном в Nature Astronomy, Офер и ее коллеги подробно привели доказательства столкновения Солнечной системы с космическим облаком около 2-3 миллионов лет назад. Они использовали самые современные компьютерные модели для моделирования положения Солнца и Земли по отношению к космическим облакам.

Отслеживая этот прогресс два миллиона лет назад, они обнаружили, что наша солнечная система, возможно, взаимодействовала с облаком плотного холодного газа под названием "Локальная лента холодных облаков". Определенная часть этого облака, вероятно, повлияла на гелиосферу.

Офер и ее команда считают, что взаимодействие Солнечной системы с космическим облаком, вероятно, оказало огромное влияние на Землю. Космическое облако взаимодействовало бы с гелиосферой Солнца таким образом, что избавило бы большую часть защиты Земли от сильного космического излучения.

Фото: kjpargeter/freepik

Гелиосфера – это внешний слой атмосферы Солнца, защищающий Солнечную систему от межзвездного излучения. Устранив эту защиту, столкновение с этим космическим облаком могло бы дать начало последнему ледниковому периоду, подвергнув Землю строгим условиям межзвездного пространства.

Последний ледниковый период на Земле истек примерно 12 000 лет назад, но считается, что он начался примерно два миллиона лет назад. Офер отмечает:

Используя современное моделирование гелиосферы, мы показываем, что во время прохождения Солнца через одно из этих плотных холодных облаков гелиосфера была бы резко сжата и Земля была бы вытеснена наружу своего защитного мешка, оставаясь открытой для ISM и содержимого облака.

Невероятно, но доказательства этой космической встречи погребены под нашими ногами. В своем исследовании команда подробно описывает, как геологи обнаружили увеличение изотопов железа 60 и плутония 244 в образцах Земли и Луны, датируемых двумя миллионами лет назад.

Результаты заставили команду задуматься, могли ли другие события в прошлом оказать подобное влияние на нашу планету. Если бы они смогли отследить положение Солнца в ISM за несколько миллионов лет, они могли бы предсказать подобные события до того, как они произойдут.

Их исследование задает несколько интригующих вопросов. Могут ли объекты вне нашей Солнечной системы влиять на климат в течение нашей жизни? Может ли существовать постоянное влияние, вызванное местом Солнца во Вселенной? Или это вероятно событие, которое происходит только с разницей в тысячи или миллионы лет? Офер отмечает, что эти события могут быть более распространенными, чем ученые думали сначала, ведь ее команда нашла некоторые доказательства подобной встречи 7 миллионов лет назад.

Это открывает новые пути исследования научного сообщества. Составляя карту траектории Солнечной системы в межзвездной среде, они могут многое узнать о прошлом нашей планеты и, возможно, о ее будущем.

Другая область исследований связана с влиянием этих событий на формы жизни, внезапно подвергшиеся воздействию большого количества космического излучения. По словам Офер, влияние на гелиосферу могло увеличить влияние космической радиации на организмы.

У исследователей еще много работы по анализу, сбору доказательств и моделированию, чтобы доказать свою гипотезу.

Ранее мы сообщали, что NASA планирует использовать солнце как гигантский телескоп. Это может показаться идеей научной фантастики, но такое использование нашей зари предлагал еще Альберт Айнштайн.

Источник: Interesting Engineering