Образуют гигантские пустоты: ученые обнаружили необычные черные дыры в далеких галактиках

Наука 12:25 - 19 декабря 2021

Астрономы впервые зафиксировали подобное явление

Астрономы зафиксировали необычные пустоты вокруг черных дыр/Фото: Getty Images

Исследовательская группа во главе с учеными из Университета Болоньи и INAF (Национального института астрофизики) обнаружила, благодаря рентгеновской обсерватории Чандра, четыре необычных огромных полости, или пузыря, которые образовались в центре скопления галактик RBS 797. Образование этих полостей, похоже, связано с объединением на близкой орбите двух сверхмассивных черных дыр.

Скопление галактик является величайшими структурами, соединенными силой тяжести во Вселенной. Они состоят из скоплений сотен и даже тысяч отдельных галактик, а также множества горячего газа и невидимой темной материи. В частности, газ, пронизывающий скопления, масса которого намного больше, чем масса галактик внутри них, отчетливо виден на рентгеновских лучах, полученных Чандрой.

Кластерный объект нового исследования – известный как RBS 797 – расположен примерно в 3,9 миллиарда световых лет от нашей планеты: внутри него исследователи обнаружили две пары полостей, отходящих от центральной области.

Полости или пузыри такого типа уже наблюдались в других скоплениях галактик: ученые считают, что они порождаются "извержениями", возникающими вблизи сверхмассивной черной дыры, в центре этих огромных космических образований. В своей активной фазе черная дыра поглощает окружающий материал и в этом процессе выделяет большое количество энергии, иногда в виде очень скоростных струй материи, создающих таким образом полости в противоположных направлениях внутри межгалактического горячего газа.

В этом случае ученые обнаружили сразу четыре полости: две пары перпендикулярно друг другу, одна в направлении восток-запад и одна в направлении север-юг. Такое явление обнаружено впервые.

Возможным объяснением этого явления является наличие в скоплении галактик двух сверхмассивных черных дыр, почти одновременно выбрасывающих струи вещества в перпендикулярных направлениях.

Однако существует и другое возможное объяснение двух пар полостей, наблюдаемых в центре скопления RBS 797: одна сверхмассивная черная дыра, чьи струи вещества каким-то образом относительно быстро меняют направление. По наблюдениям Чандры, разница в возрасте между двумя парами полостей, в направлении восток-запад и север-юг, на самом деле составляет менее 10 миллионов лет.

Ранее мы сообщали, что ученые из Европейского космического агентства показали звезды вокруг черной дыры в центре Млечного Пути.

Источник: Arxiv.org