Способны не только поглощать: ученые рассказали о необычном свойстве черных дыр

Наука 16:52 - 26 сентября 2022

Эти космические объекты могут "взрываться"

Дыра

Способны ли черные дыры взрываться/Фото: Getty Images

Ученые рассказали, что черные дыры способны не только поглощать окружающее их вещество. Эти космические объекты могут "взрываться".

Черные дыры втягивают в себя пыль и газ, которые находятся в окружающем их аккреционном диске. Также они способны быстро освобождать огромное количество энергии. Причем делают они это по-разному.

Как взрываются черные дыры

Излучение Хокинга

Излучение Хокинг является одним из способов взрыва черных дыр. Ученый Стивен Хокинг обнаружил, что эти космические объекты медленно выпускают в окружающий космос энергию в виде излучения.

Когда черная дыра не поглощает новое вещество, она медленно теряет массу. Хокинг выяснил, что меньшие по размеру черные дыры теряют массу намного быстрее.

На последней стадии существования черные дыры выпускают в космос так много излучения, что это похоже на взрыв бомбы с выделением огромного количества энергии.

Сверхизлучение

Черные дыры могут взрываться и другим способом, который связан с их вращением. Они создают эргосферу вокруг своего горизонта событий. Все, что падает во вращающуюся черную дыру, начинает вращаться вокруг нее.

Вращающееся пространство-время вокруг черной дыры также может притягивать фотоны. Их столкновения приводят либо к тому, что они покидают эргосферу, либо проникают глубже в черную дыру и там получают заряд энергии. После этого они могут вернуться на более высокую орбиту, а затем снова упасть обратно.

Если фотонов много, и они вырываются одновременно, то это приведет к своеобразному взрыву. Сама черная дыра в этом случае не взрывается.

Диски и Джеты

Еще один способ взрыва черной дыры состоит в том, что она сама не взрывается и не исчезает. Сверхмассивные черные дыры, которые находятся в центрах галактик, вызывают взрывы из-за  разрыва на части звезд. В этом случае выделяется огромное количество энергии.

Ранее ученые воспроизвели звук, с которым черная дыра поглощает соседнюю звезду. Изучение процесса поглощения звезды черной дырой помогает астрономам понять эволюцию галактик.

Источник: Space