Ученые объяснили, почему лучшие мысли приходят в голову во время принятия душа

Наука 13:14 - 07 октября 2022

Некоторым людям не кажется странным, что хорошие мысли проходят к ним во время принятия душа, но ученые заметили в этом закономерность и решили определить, что за ней стоит

Душ на улице

Ученые определили, почему людей озаряют гениальные мысли, когда они принимают душ/Фото: Kurt Liebhaeuser/Unsplash

Знакомы ли вы с ощущением "прозрения" во время приема душа? Как ни странно, многие люди замечали, что во время мытья в душе к ним приходят лучшие мысли и идеи для решения старых проблем. Этому загадочному эффекту даже посвящен целый раздел на портале Reddit. Ученые решили разобраться, что стоит за этой интересной закономерностью.

В течение многих лет ученые спорят о так называемом "эффекте душа" и почему он возникает. Теперь два новых эксперимента помогли прояснить некоторые туманные догадки.

Последними экспериментами руководил Зак Ирвинг, изучающий и преподающий философию когнитивной науки в Университете Вирджинии. Они свидетельствуют о том, что непоколебимая концентрация на задании может быть врагом творчества.

Выводы экспериментов показывают, что, вместо того чтобы обдумывать проблему пока она не будет решена, вам лучше сделать перерыв и заняться другим делом, например, принять душ. Эта среда может позволить вашему мозгу работать свободно, без цели или направления, хотя и с некоторыми ограничениями.

Исследователи считают, что у вас есть больше шансов придумать что-нибудь разумное, когда ваши мысли свободно плавают. С другой стороны, скучная задача, вероятно, недостаточно стимулирует ваши мысли, чтобы генерировать творческие идеи. В таких условиях существует большая вероятность того, что вы отвлечетесь или продолжите думать о проблеме, а не ее решении. Зак Ирвинг объясняет:

Признайте, что вы застряли на проблеме. Что вам делать? Вероятно, не что-то скучное, вроде наблюдения за высыханием краски. Вам нужно делать что-то, чтобы занять себя, например, пойти на прогулку, поработать в саду или принять душ. Все эти действия умеренно увлекают.

Исторически эксперименты с эффектом душа дали противоречивые результаты. Некоторые исследования показали, что "незамысловатая задача" позволяет мозгу бродить и дает возможность творчеству течь. Но другие исследования не смогли повторить результаты.

Фото: Victor Furtuna/Unsplash

Ирвинг считает, что это из-за недостатков в экспериментальном дизайне. Многие прошлые исследования связывали блуждание разума со скукой, хотя на самом деле генерирование необычных идей может требовать тонкого баланса между свободным мышлением и сосредоточенным мышлением. Исследователь отмечает, что предыдущие эксперименты не измеряли свободное мышление, а измеряли, насколько отвлекаются его участники.

Исследование 2015 года, например, показало, что когда у человека много мыслей, не связанных с задачей, это может осложнить творческое вдохновение. Другими словами, в какой-то момент несдержанные мысли становятся непродуктивными.

Вдобавок, во многих прошлых экспериментах использовались различные типы лабораторных задач на отвлечения, которые плохо переносятся в реальный мир, например нажатие цифр на экране компьютера.

Ирвинг и его коллеги разработали два новых эксперимента, чтобы компенсировать эти ограничения. Первый эксперимент базировался на 222 участниках, большинство из которых были женщины. Во время начального испытания этим участникам дали 90 секунд, чтобы придумать как можно больше вариантов использования кирпича или скрепки.

Затем участникам случайным образом распределяли одну из двух задач. Первой группе дали указание пересмотреть увлекательную трехминутную сцену из фильма "Когда Гарри встретил Салли". Вторая группа тем временем просматривала трехминутное видео мужчин, складывающих белье.

После видеоперерыва обеим группам неожиданно дали дополнительные 45 секунд, чтобы добавить больше идей к своему первоначальному заданию. Креативность их ответов исследователи оценивали на основе количества генерируемых ими идей, а новизну идей — на основе оригинальности. В конце участники сообщили, насколько их мысли блуждали при просмотре видео.

Фото:  Alberto Zanetti/Unsplash

В конце концов авторы обнаружили, что во время увлекательного видео блуждания мыслей было положительно связано с более творческими ответами. С другой стороны, преимущества просмотра скучного видео со стиркой, вероятно, не были связаны с блужданием мыслей, участники выдвинули меньше необычных идей, чем другая группа. Авторы исследования предполагают:

Вместе эти результаты свидетельствуют о том, что разные типы мышления стимулируют творческое решение проблем во время увлекательных и скучных задач. В то время как увлекательные задачи приводят к продуктивному блужданию разума, скучные задачи могут быть полезны, поскольку они позволяют колебаться между периодами сосредоточенности и безграничности мыслей.

Второй эксперимент повторил первый эксперимент среди 118 участников, но одной половине группы было специально сказано, что они вернутся к первоначальному заданию после видео, тогда как другой половине дали лишь намек, что это может произойти.

Результаты второго опыта подтверждают главные выводы первого опыта. В частности, они предполагают, что блуждание разума или свободное движение мысли способствует генерированию новых идей, "но только во время умеренно увлекательной деятельности, которая накладывает определенные ограничения на мысль".

Интересно, что когда участники знали, что им нужно вернуться к исходной задаче, они генерировали больше идей во время скучного видео, но с более низкими оценками креативности. Это свидетельствует о том, что они все еще думали о первоначальной задаче.

Ранее мы сообщали, что ученые определили, как собакам удается чувствовать стресс даже у незнакомого человека. Пребывание в стрессовом состоянии может привести к различным физиологическим изменениям в организме человека: от частоты сердечных сокращений до химических веществ, выбрасываемых в кровь. Новое исследование ученых показало, что собаки могут внюхать эти стрессовые изменения даже у незнакомцев.

Источник: Science Alert