Ученые обнаружили, что бактерии и грибки на наших зубах могут объединяться в "суперорганизмы"

Наука 11:10 - 11 октября 2022

Бактерии, которые не могут самостоятельно свободно перемещаться, придумали своеобразный биологический "автостоп", пользуясь помощью грибков

Кластер бактерий и грибков

Бактерии и грибки в нашем рту могут объединяться в новые "суперорганизмы"/Фото: Penn Dental Medicine

Согласно новому открытию ученых, бактерии и грибки могут объединять усилия и превращаться в "суперорганизмы", чтобы нанести больший вред вашим зубам.

Изучая микробы, вызывающие агрессивный кариес у детей, стоматолог из Университета Пенсильвании Чжи Рен заметил под микроскопом два разных организма, которые функционировали вместе, вызывая гниение зубов.

Дальнейшие исследования в лаборатории показали, что этот грибково-бактериальный мутант может действовать почти как совершенно новый суперорганизм, включая новые способности двигаться и распространяться через наши зубы. Объединенные микроорганизмы могли выполнять такие действия, на которые они не способны по отдельности.

Бактерии Streptococcus mutans, которые обычно не передвигаются самостоятельно, научились пользоваться неким "автостопом" с помощью грибков Candida albicans. Бактерии теперь могли передвигаться "прыжками", непрерывно возрастая по мере распространения.

Микробиолог Кнут Дрешер из Базельского университета в Швейцарии отметил, что это открытие стало новаторским и неожиданным, ведь никто не смог бы его предсказать. Дело не в том, что бактерии и грибки никогда раньше не работали вместе. Многоклеточные биопленки вызывают многие инфекции человека, однако знания ученых о функционировании и развитии этих суперорганизмов остаются ограниченными.

В лаборатории авторы открытия обнаружили, что бактериальные кластеры могут прикрепляться к телу, ветвям и внешнему сахару грибковых дрожжей. Как группа, эта клетка легче прикрепляется к зубам, чем отдельные клетки. Суперорганизм также проявляет более сильную толерантность к антимикробным средствам и чистке зубов. Но самое интересное то, как суперорганизм движется.

Фото: Getty Images

В то время как некоторые бактерии имеют что-то похожее на маленькие руки, которые они используют, чтобы плавать вокруг, S. mutans обычно неподвижны. На самом деле, ни C. albicans, ни S. mutans не могут передвигаться как таковые, но поскольку C. albicans может иметь длинные рукава, он является идеальным транспортным средством для бактерий, которые хотят путешествовать "автостопом".

Когда бактерии прикрепляются к этим грибковым нитям, они могут фактически прыгнуть вперед, чтобы слиться с другими биопленками.

Испытывая суперорганизмы на поверхностях, похожих на зубы, исследователи обнаружили, что бактерии двигаются со скоростью более 40 микрон в час – это похоже на скорость движения ранозаживляющих молекул в человеческом теле.

В течение нескольких часов после связывания двух патогенов авторы уловили бактерии, которые прыгают на субстраты на расстоянии 100 микрон, что в 200 раз превышает длину их тела. Как известно команде ученых, никто больше не сообщал о таком виде мобильности на уровне группы микроорганизмов. Авторы исследования отмечают:

Динамическое грибково-бактериальное взаимодействие приводит к надстройке биопленки, что приводит к значительному и более серьезному повреждению поверхности зубной эмали.

Исследователи считают, что предотвращение связывания бактерий и грибков может помочь в борьбе с кариесом. Но это открытие также имеет значение вне стоматологической практики.

Новые открытия могут помочь объяснить, как подобные суперорганизмы с такой скоростью распространяют инфекционные заболевания или вызывают загрязнение окружающей среды. Авторы исследования отмечают:

Этот многоклеточный коллективный миграционный режим открывает интригующие возможности. Это может быть стохастический механизм мобильности, который используют колонизаторы между царствами (речь о биологической классификации - ред.), чтобы ускорить расширение диапазона проживания или, возможно, стратегия навигации к желаемому направлению или месту.

Раньше мы рассказывали, как правильно подобрать зубную пасту в соответствии с вашей проблемой с зубами.

Источник: Science Alert!