Испанские ученые обнаружили останки одной из древнейших прирученных собак

Наука 11:22 - 30 ноября 2022

Люди приручили эту собаку около 17 тысяч лет назад. Это может означать, что первые четырехлапые друзья появились у людей быстрее, чем считалось ранее

Собака с выдвинутым языком

В Испании ученые обнаружили останки древнейшей домашней собаки в Европе/Фото: Mark Kolbe/Getty Images

Ученые обнаружили останки древнейшей прирученной собаки в Европе. Один из первых четырехлапых друзей людей жил на территории современной Страны Басков (автономное сообщество в Испании) около 17 тысяч лет назад.

Собаки - первые животные, которых приручили люди, хотя географическое и временное происхождение приручения остается предметом дискуссий среди ученых.

Во время раскопок в пещере Эрралла в 1985 году была найдена почти полная плечевая кость животного из семейства псовых, к которому относятся волки, собаки, лисы и койоты. В то время трудно было определить, к какому виду псовых принадлежал владелец останков.

Теперь команда эволюционной биологии человека в Университете Страны Басков под руководством профессора Кончи де ла Руа провела углубленное исследование этих останков. Морфологический, радиометрический и генетический анализ позволил идентифицировать вид генетически как Canis lupus familiaris (собака домашний).

Фото: Journal of Archaeological Science: Reports (2022)

Прямая датировка плечевой кости с помощью масс-спектрометрии на ускорителе частиц определяет возраст кости в 17 410–17 096 лет. Это означает, что собака из пещеры Эрралла жила в Мадленский период позднего палеолита. Это делает эту собаку одним из самых древних прирученных животных, живших в Европе.

Собака Эрралла разделяет митохондриальную линию с несколькими другими собаками этого периода, останки которых были обнаружены ранее. Происхождение этой линии связано с периодом холодного климата, который совпал с последним ледниковым максимумом в Европе около 22 000 лет назад. Профессор Кончи де ла Руа отмечает:

Эти результаты повышают вероятность того, что одомашнение волка произошло раньше, чем предполагалось до сих пор, по крайней мере в Западной Европе, где взаимодействие палеолитических охотников-собирателей с дикими видами, такими как волк, могло быть усилено в районах ледниковых приютов (таких, как франко-кантабрийский) в течение этого периода климатического кризиса.

Ранее ученые рассказали, что произойдет с собакой, если ее кормить только человеческой пищей. В своем исследовании диетолог Келли Суонсон из Университета Иллинойса с коллегами изучили три разных диеты для собак – сухой корм, беззерновой корм и "предковую диету".

Источник: Phys.org