Использование гаджетов в раннем возрасте может быть связано с задержкой развития – исследование
Обнаруженная связь не обязательно означает, что задержку в развитии влечет за собой использование гаджетов

Использование гаджетов в возрасте до 1 года может быть связано с задержкой развития/Фото: Alexander Dummer/Unsplash
Новое исследование выявило связь между временем, проведенным годовалым ребенком за экраном, и повышенным риском задержки развития в детстве, особенно в сфере общения и решения проблем. Исследование дополняет имеющиеся данные о том, как использование современных гаджетов может повлиять на развитие ребенка.
Детали
Влияние на детей времени перед экраном (количество времени, которое они проводят перед телевизором, игрой в видеоигры и использованием мобильных телефонов, планшетов и других электронных устройств) было хорошо изучено и раньше.
К примеру, обширное исследование девятилетних и десятилетних детей, пользовавшихся гаджетами в среднем четыре-пять часов в день, показало, что социальный характер времени перед экраном укрепляет отношения между сверстниками. Другое исследование показало, что использование экрана детьми не оказывает существенного влияния на их сон. И хотя одно исследование подростков показало, что увеличение времени перед экраном в социальных сетях и телевизоре связано с депрессией, другое обнаружило, что умеренное использование экрана было полезно для благополучия подростка.
При этом влияние пользования гаджетами на очень маленьких детей было раньше не так хорошо изучено. В новом исследовании ученые из Университета Тохока в Японии проверили, влияет ли время перед экраном в возрасте до года на будущее развитие, в частности в сферах общения, моторики, решения проблем, личных и социальных навыков.
Исследователи собрали 7097 пар матерей и детей. С помощью анкеты они оценили время, которое дети проводят в экранах в возрасте до одного года. Матерей спросили: "Сколько часов в обычный день вы позволяете своим детям смотреть телевизор, DVD-диски, видеоигры, интернет-игры (включая мобильные телефоны и планшеты)"? Было пять категорий ответов: ни одного, менее одного, от одного до менее двух, от двух до менее четырех или четырех или более часов в день.
Когда детям было два и четыре года, их развитие оценивалось с помощью специальной стандартизированной анкеты для анализа общего и социально эмоционального развития детей от рождения до шести лет.
Если говорить о времени нахождения перед экранами в день, большинство (48,5%) детей проводили менее одного часа. Только 4,1% детей сидели в гаджетах четыре и более часов в день. После корректировки независимых переменных исследователи наблюдали связь между временем, проведенным за экраном в возрасте одного года, и более высоким риском задержки развития в возрасте двух лет в сфере общения, мелкой моторики, решения проблем, личных и социальных навыков.
При этом в возрасте четырех лет существовала связь между ранним просмотром экрана и задержкой в области общения и решения проблем, но задержки в развитии, связанные с мелкой моторикой, личными и социальными навыками, которые наблюдались в возрасте двух лет, исчезали.
По словам исследователей, эти результаты свидетельствуют о связи между большим временем использования гаджетов в возрасте одного года и задержкой развития общения и решения проблем в возрасте двух и четырех лет. В частности, более четырех часов экранного времени в день было связано с этими задержками в обеих старших возрастных группах.
Ученые отмечают, что дети догоняют задержки, связанные гаджетами в возрасте от двух до четырех лет. Исследователи предполагают, что отставание в развитии могут служить примером "обратной причинной связи". То есть задержки в определенных областях развития могут сами по себе приводить к увеличению времени перед экранами.
При этом ученые отмечают, что одним из ограничений исследования было то, что не обособлялся тип программ, которыми пользовались дети. То есть вероятная разница от использования образовательных и развлекательных программ не учитывалась. Важно отметить, что это исследование свидетельствует о том, что существует связь между временем, проведенным за экраном, и задержкой развития детей, но оно не обнаружило, что время, проведенное за экраном, приводит к задержке развития.
Раньше мы рассказывали, чем может быть опасно одиночество для женщин.
Не пропустите интересное!
Подписывайтесь на наши каналы и читайте новости в удобном формате!