ua ru
Пожалуйста, заполните это поле
1

Почему современные школьные программы отказались от оценок – мнение эксперта

Общество 15:34 - 18 марта 2024

Эксперт рассказывает, почему современные школьные программы отказались от оценок, какие есть недостатки и преимущества такого подхода и повлияет ли это на мотивацию учеников

Почему современные школьные программы отказались от оценок – мнение эксперта

Фото: pexels

Анжелика Цимбалару, доктор педагогических наук, научный руководитель образовательного проекта "Світ чекає крилатих", автор более 100 научных и научно-методических работ, программ, учебников и пособий для начального звена учреждений общего среднего образования.

В этом материале эксперт рассказывает, почему современные школьные программы отказались от оценок, какие есть недостатки и преимущества такого подхода и повлияет ли это на мотивацию учеников.

Как традиционное школьное оценивание баллами влияет на ребенка психологически

Дети, особенно младшего школьного возраста, ассоциируют оценку результатов обучения с оценкой личности. Отсюда происходят такие их характеристики друг друга, как отличник или двоечник, которые нередко приводили к неудачам во взрослой жизни.

Через бальное оценивание терялась основная цель школьного образования, поскольку дети учились ради оценки, а не ради получения знаний и умений. Поэтому бальная система блокировала естественные механизмы когнитивного развития детей.

Какие возможные преимущества и недостатки отказа от оценок для учеников начальной школы

Прежде всего отмечу, что в начальном образовании отказались не от оценок вообще, а от оценок, выраженных именно в баллах. Сейчас учителя оценивают ход образовательной деятельности учеников и ее результатов оценочными суждениями и уровнями.

Перейти от бального оценивания к безбальному нужно было уже давно. В его введении я вижу только позитив. Оценка в баллах была своеобразным средним показателем температуры по палате и никак не иллюстрировала, какой именно материал ребенок не усвоил или усвоил не в полной мере, а также как именно наверстать эти пробелы.

Оценка была прокрустовым ложем, потому что не учитывала индивидуальных особенностей учеников - собственного темпа обучения, объема освоения учебного материала и т.д. Переход к безбальной – словесной – оценке способствует расширению возможностей для личностной ориентации и индивидуализации образовательного процесса. Следующим шагом на пути гуманного отношения к ученикам начальной школы, по моему мнению, должен стать отказ от уровневого оценивания, которое является пережитком многолетнего оценивания баллами.

Как отказ от балльного оценивания влияет на учебный процесс и мотивацию учеников

Словесное оценивание (оценочное суждение учителя) определяет прогресс ученика относительно него самого, а не по сравнению с учениками класса, приложенные им усилия для получения ожидаемых результатов. В то же время такая оценка ребенка предусматривает рекомендации по преодолению выявленных затруднений ребенка в достижении желаемых им результатов. И обычно дети сами проявляют желание доработать задание, исправить ошибки и тому подобное. Раньше такого не было, поскольку оценка-балл фиксировалась в классном журнале, дневнике и исправить ее на лучшую было невозможно. Можно было только заработать высший балл на следующих уроках, но тоже не факт. Дети же младшего школьного возраста стремятся избавиться от оценок-баллов, которые им не нравятся, а невозможность этого блокировала их желание дорабатывать не в полной мере усвоенный материал.

Важно и то, что безбальное оценивание лишено карательной функции. Помните свои школьные годы: плохо вел себя на уроке – двойка, не выполнил домашнее задание – двойка... Никого при этом не интересовали причины определенного поведения или невыполнения заданий. Я бесконечно радуюсь тому, что современные дети никогда не будут иметь таких воспоминаний!

Как школьники и их родители реагируют на отказ от традиционной системы оценивания

Отказ от балльного оценивания является одним из важных компонентов повышения психологической комфортности школьной среды учеников. Зато многие родители воспринимают это как проблему для отслеживания и контроля за обучением своих детей. У родителей срабатывает стереотип и попытки вернуться к тому, как было в те времена, когда в школе учились они сами, потому что так более понятно. Нередко они просят учителей унифицировать оценочные суждения и обозначать их определенными отметками, которые будут соответствовать баллам. В таких условиях педагогам иногда очень трудно объяснить родителям, что благодаря отказу от баллов или их заменителей в виде отметок ребенок растет с уверенностью в том, что сегодня может изменить к лучшему то, чего еще вчера не мог выполнить. И такой подход к оцениванию дает ему шанс меняться к лучшему. Если родители принимают мнение педагога, то вскоре видят положительные изменения в отношении ребенка к школе и учебе, развитие его самостоятельности и т.д.

Какие методы оценивания учебных достижений учеников, альтернативные традиционным, можно использовать в современной начальной школе

В отличие от младших школьников 10-20-летней давности, современные дети в основном способны к саморегуляции своей учебной деятельности. Поэтому они могут и, главное, хотят самостоятельно контролировать собственную успешность. Надо только предложить им интересные и посильные способы самооценивания. В этом мы убедились во время всеукраинского эксперимента, когда дети без указания учителя решали проработать те задания из пособия, которые не успели проработать в классе, или просили учителя или одноклассников помочь разобраться, как выполнять определенное задание.

Интересно то, насколько объективно ученики начальной школы оценивают себя. Практика показала: в 1 классе ученики пытались завышать себе оценку, но постепенно, к концу 4 класса, ситуация кардинально менялась. Они занижали себе оценку, считая, что можно еще поработать, чтобы овладеть темой лучше!

Эффективны нестандартные способы проверки учителем ученических тетрадей. Например, особенно хорошие образцы выполненной ребенком письменной работы педагог может подчеркивать ручкой определенного цвета (по предварительной договоренности с детьми и родителями). Ручкой другого цвета (также по предварительной договоренности с детьми и родителями) учитель может подчеркивать ошибки, неправильно написанную букву, цифру, а на полях или в отдельной строке давать образец правильного написания их – для практического исправления. Это будет способствовать формированию у учащихся умения самостоятельно находить свои ошибки, самостоятельно исправлять и определять, каким образом избегать их в будущем.

Важно сформировать у ребенка понимание того, что все знать невозможно и что мы учимся на ошибках. Важно создать условия, чтобы ученики стремились узнать то, что им интересно, и исправить ошибки. Тогда ученики с увлечением будут учиться и не будут бояться допускать ошибки. Благодаря этому ребенок не теряет интерес к учебе из-за неудач, а наоборот – будет успешно учиться на ошибках.

Источник: МЕТА

Не пропустите интересное!

Подписывайтесь на наши каналы и читайте новости в удобном формате!

Главное за сегодня
Больше новостей