RU UA
1

Зависимость подростков от смартфонов: как реагировать родителям – эксперты

Общество 11:35 - 29 марта 2024

Что делать, если жизнь вашего ребенка проходит только в телефоне

Зависимость подростков от смартфонов: как реагировать родителям – эксперты

Что делать с зависимостью ребенка от смартфона / Фото: Pixabay

С развитием технологий зависимость людей от смартфонов и социальных сетей стала насущной проблемой. В частности, от нее страдают дети и подростки, которые пользуются цифровыми благами цивилизации с самого рождения. Редакция МЕТА.UA обратилась к эксперту Наталье Мудрык, психологу в школе МрийДій, арт-терапевту, консультанту по психическому здоровью и члену ОС "Национальная психологическая ассоциация Украины". Она объяснила, что делать родителям, если их ребенок зависим от смартфона.

Детали

Далее - слова эксперта.

Наталья Мудрык

Наша эпоха характеризуется широкими возможностями, которые связаны с цифровыми технологиями. Например, свободно передавать/принимать информацию и иметь мгновенный доступ к знаниям и услугам - большая роскошь. Мы действительно видим, как тесно связаны современные профессии, наш досуг и пользование цифровыми устройствами. Часто для того, чтобы рассказать о своем продукте широкой аудитории, лучше всего продвигать его на различных цифровых площадках. То есть, обойтись без гаджетов и социальных сетей в цифровую эпоху, в которой мы живем, почти невозможно.

В то же время не секрет, что активное, а особенно нецелевое использование социальных сетей может быть фактором риска тревоги и депрессии у подростков. Уверена, что многие слышали рассказы семей, что частое использование гаджетов мешает их детям вести активную социальную жизнь, снижает функциональность и приводит к отказу от других видов деятельности, которые раньше интересовали и приносили им удовольствие. Такое поведение беспокоит и настораживает, поэтому все ищут ответ на вопрос - как сохранить психическое здоровье и одновременно быть в контексте со временем?

Для начала важно запомнить, что часть из того, что дети делают в Интернете, может соответствовать их возрасту и быть абсолютно нормальным времяпрепровождением. Например, использование технологий, чтобы общаться с друзьями, слушать музыку, изучать интересы, проходить познавательные квесты. Однако ниже я приведу пример поведения, которое можно считать тревожными звоночками, и которое стоит принять во внимание.

  • Потеря самоконтроля: повышенная потребность смотреть телефон каждый раз, когда ребенок чувствует малейшую скуку или негативные эмоции.
  • Пренебрежение своими обязанностями. Например, ребенок забывает о домашнем задании или у него/нее ухудшаются оценки из-за навязчивого использования гаджетов. Появилась склонность пренебрегать внешним видом, личной гигиеной, опаздывать или забывать свое расписание из-за отвлечения на гаджеты.
  • Социальная изоляция, когда подросток проводит меньше времени с семьей и друзьями, чем обычно. Отсутствует интерес к отношениям в реальном мире в пользу виртуальной связи, которую предлагают социальные сети и Интернет.
  • Вред физическому здоровью и появление физической боли, а именно напряжение глаз или боль в спине. Сидеть и смотреть на экран в течение длительного периода не является здоровым для тела или ума подростка, и это может вызвать проблемы с осанкой, вызвать головные боли и бессонницу.
  • Если распознали подобное у своего ребенка, не медлите и обратитесь к специалисту, который поможет определить, не является ли такое поведение вторичным и за ним не скрываются другие проблемы, связанные с психическим здоровьем или социальным благополучием.

Иногда за этим могут маскироваться такие трудности, как:

  • Социальная тревожность (фобия)
  • Депрессия
  • Трудности в обучении, связанные с особыми образовательными потребностями ребенка и др.

Поэтому, как следствие ребенок убегает туда, где есть ощущение причастности к группе, где чувствует утешение, не испытывает трудностей и чувствует успех. И только в комплексе с тем, чтобы определить первопричину и оказать соответствующую помощь, можно внедрять профилактические меры, такие как:

  1. Договоренности об ограничении времени использования экрана.
  2. Содействие общению со сверстниками (вовлеченность в мероприятия класса/школы, внешкольные активности, интересный досуг).
  3. Награды за положительное поведение (выяснить ключевые мотиваторы вашего ребенка и использовать их, чтобы помочь подростку избавиться от привычки навязчивого использования гаджетов).
  4. Поощрение альтернативных хобби/времени проведения. Очень важно, чтобы родители поощряли подростка развивать свои навыки, таланты и интересы, которые не касаются экранов. К примеру, если у подростка есть талант к написанию песен и продюсированию музыки, подумайте о том, чтобы предложить ему посещать уроки игры на гитаре или помочь найти свою первую гитару или клавишные.

Недавно мы рассказывали, как помочь ребенку чувствовать себя уверенно в новой среде.

Не пропустите интересное!

Подписывайтесь на наши каналы и читайте новости в удобном формате!

ГЛАВНОЕ ЗА СЕГОДНЯ
Больше новостей