Глава УИНП: переименовывать "Родину-Мать" в "Украину-Мать" — необходимости сейчас нет
Арку дружбы народов не обязательно демонтировать, важно, что решит город и громада

Дробович выступает за начало создания Музея истории русско-украинской войны, а ресурсы – под вопросом
Глава Украинского института национальной памяти (УИНП) Антон Дробович считает, что имеющееся название монумента "Родина-Мать" функционирует нормально, и сейчас нет необходимости переименовывать его в "Украина-Мать".
Детали
...Мне кажется, эта идея (с переименованием - ред.) хорошо выглядела в чьих-то пресс-релизах, она коннотировала с соответствующим популярным продуктом – песней об отце Бандере и Украине-Мать. Поэтому я понимаю, почему медийщики в Минкультуры и в музее взялись за это. Но мне кажется, что это не было нормально прокоммуниковано ни с экспертной средой, ни с сообществом. Это было поспешное решение, – сказал Дробович в эксклюзивном интервью агентству "Интерфакс-Украина".
Он подчеркнул, что нейминг таких важных объектов – это процесс, который нужно подробно готовить.
...Имеющееся название функционирует нормально, и я не вижу в этом насущной потребности. Возможно, потом – да, но пока такой потребности нет, – подытожил глава УИНП.
Как сообщалось, в августе 2023 года генеральный директор Национального музея истории Украины во Второй мировой войне Юрий Савчук сообщил о намерении переименовать монумент "Родина-Мать" на "Украина-Мать" после смены герба на щите. В частности, по его словам, решение Ученого совета музея о переименовании монумента должно быть утверждено Министерством культуры и информационной политики.
Позже и. о. министра культуры и информационной политики Ростислав Карандеев заявил, что официального решения о переименовании монумента "Родина-Мать" в "Украина-Мать" пока нет, но призвал в употреблении отдавать предпочтение новому названию.
Вятрович поддержал демонтаж Арки дружбы народов в Киеве
- Арку Свободы украинского народа (ранее – Арка дружбы народов) не обязательно демонтировать, если город и громада ее по-настоящему переозначат.
...Я вижу три сценария развития событий вокруг этого объекта. Первый сценарий – полный демонтаж. Второй вариант – оставить все как есть, и тогда будет демонтаж принудительный, потому что рано или поздно это сделают сами граждане, как сделали с Лениным. Третий вариант – оставить арку и сделать, как в 2017-м году, из нее радугу как символ ЛГБТ или просто символ радуги над водой», – сказал Дробович.
Он отметил, что вариант с радугой единственный, действительно переозначающий этот объект, а также вокруг него появляется новый контекст и новая дискуссия.
...Потому что трещина, которая сейчас находится в исполнении Владимира Кузнецова и группы, является хорошим и сильным высказыванием, но она не стала веральной. Она не изменила публичное пространство так, чтобы это считывалось, никто в личном разговоре не называет ее "Аркой трещины народов". А радуга работает! Это сразу стало понятно, когда выступил "Правый сектор", а это значит, что это уже не считывается как советский символ, - добавил глава УИНП.
В то же время Дробович подчеркнул, что это не единственный вариант, "возможно, там можно сделать какую-нибудь водную горку, которая переметит функционально, возможно, что-то другое".
На уточняющий вопрос о целесообразности демонтажа арки глава УИНП заявил, что он не считает, что ее обязательно демонтировать, если город и громада ее по-настоящему переозначат.
Как сообщалось, в 2017 году компания CFC Consulting, выигравшая тендер на осуществление коммуникации во время "Евровидения", решила украсить Арку цветами радуги, ведь песенный конкурс проходил в Киеве под лозунгом Celebrate Diversity ("Прославляй разнообразие"). В апреле 2024 года глава УИНП Антон Дробович заявил, что считает хорошей идею переопределения Арки в радугу.
Киевский горсовет 16 мая 2022 года принял решение о декоммунизации арки Дружбы народов и переименовал ее в Арку Свободы украинского народа.
В конце марта 2024 г. в экспертной комиссии УИНП по определению принадлежности объектов к символике российской имперской политики заявили, что Арка дружбы народов (переименованная в Арку Свободы украинского народа) в Киеве принадлежит к символике российской имперской политики и подлежит полному демонтажу.
В апреле 2024 года Минкультуры признало монумент не подлежащим внесению в Государственный реестр недвижимых памятников Украины, и заявило, что теперь арка может быть демонтирована.
В то же время в Киевской горгосадминистрации заявили, что арку не будут демонтировать или переносить.
- Антон Дробович считает необходимым создать юридическое лицо Музея истории российско-украинской войны с ядром специалистов, которые занимались бы поисками, составлением коллекции и подготовкой концептуальных решений.
...Что касается вообще музеев российско-украинской войны, то ситуация такова, что оба варианта законопроектов о переходном правосудии содержали блок о мемориализации и праве на правду, и в одном из них было предусмотрено создание музеев борьбы против российской оккупации в Киеве, Севастополе и Донецке. . Эти документы не стали даже полноценными законопроектами, но логика рассуждения была такова, и в этом есть что-то, - сказал Дробович, комментируя возможную реализацию идеи Музея истории российско-украинской войны.
Кроме того, по его словам, по эскизному проекту Национального военного мемориального кладбища в седьмой или восьмой очереди предусмотрено создание либо музея войны в целом, либо музея о тех людях, которые будут похоронены на мемориальном кладбище.
...По-моему, это будет один большой национальный музей или, возможно, их будет несколько, например, в Крыму и на востоке Украины. Я вижу в этом смысл. Я бы делал это отдельным музеем, именно об этой войне. Конечно, с большой предысторией, как возникла эта война, обо всех российских посягательствах и веках российской имперской практики и угнетении украинцев, но все-таки сосредоточился бы именно на этой войне, - добавил он.
На вопрос, когда стоит создавать такой музей, глава УИНП заявил, что было бы неплохо создать юридическое лицо с ядром специалистов, которые уже занимались бы поисками, составлением коллекции, подготовкой концептуальных решений.
…Это было бы мудро. Но я не знаю, достаточно ли для этого ресурса. Это вопрос к правительству. Нельзя создать ничего, это должен быть серьезный институт. Надо предугадать команду, начать разрабатывать концепцию и давать ресурсы, чтобы начать это делать. Если мы пока на это не способны, тогда не о чем говорить. Надо тогда ждать конца войны и начинать все сначала, – добавил он.
В то же время глава УИНП заявил, что очень важно дать всей государственной сети музейных учреждений предложение уже аккумулировать экспонаты.
...Потому что, повторюсь, музеи формируются вокруг коллекций. Мы можем сколько хотим иметь прекрасные чисто нарративные музеи, но человека всегда тянет к артефактам. Человек всегда хочет даже в нарративном музее увидеть историю, а затем затронуть реальный предмет, который там был. Это возбуждает человеческое сознание, – подытожил он.
- Глава УИНП Дробович заявляет, что память о Второй мировой войне чрезвычайно важна и ценна для украинского сообщества, и он не спешил бы отказываться от Национального музея истории Украины во Второй мировой войне.
...Что меня беспокоит в идее создания музея всех войн или музея борьбы за независимость на базе обсуждаемого музея Второй мировой войны – чтобы не получилось так, что мы сейчас имеем действительно хороший музей истории Украины во Второй мировой войне, который можем потерять , и одновременно долгое время не иметь хорошего музея борьбы за независимость. Музеи создаются не по чьему-то желанию, музеи создаются вокруг коллекций. Это, конечно, может быть нарративный музей, но тогда нужно будет вложить в экспозиции десятки миллионов долларов, - сказал Дробович.
Глава УИНП отметил, что в скором времени будет проходить экспертная дискуссия с руководством Национального музея истории Украины во Второй мировой войне по этому вопросу, поскольку на сегодняшний день ни Института, ни экспертной среде, ни общественности не понятен их замысел трансформации музея.
...Но мы должны быть очень осторожны, потому что память о Второй мировой войне чрезвычайно важна и ценна для нашего сообщества, потому что украинцы внесли свой вклад в победу над нацизмом в ХХ веке. Поэтому если мы хотим четко отметить свой голос и свою оптику в этой истории, нам нужно иметь такой музей. К тому же есть мнение, что мы не сформировали до сих пор собственного исчерпывающего видения истории Второй мировой на уровне публичных нарративов. И музей должен играть в этом одну из ключевых ролей рядом со школьным образованием, - добавил он.
В этой связи Дробович подчеркнул, что не спешил бы отказываться от Национального музея истории Украины во Второй мировой войне.
Как сообщалось, в марте 2024 стало известно, что Национальный музей истории Украины во Второй мировой войне намерен демонтировать горельеф "Курская битва" на территории мемориального комплекса. Кроме того, отмечалось, что приоритетной задачей для музейщиков является создание стационарной экспозиции, рассказывающей о веках вооруженной борьбы украинцев за свободу и независимость. В Музее сообщили, что следующим значительным шагом станет упорядочение пространства всего комплекса, в частности, в планах максимальное изменение архитектурного ландшафта: демонтаж всех памятников и элементов советской пропаганды.
- В вопросе декоммунизации Украина находится в финальной стадии, но экономический аспект может задержать эти процессы.
...С декоммунизацией мы точно уже на финальной стадии. Остаются только временно оккупированные россиянами территории. Это что касается символического пространства. Что касается работы с сознанием, то многое ускорилось. Но есть другой аспект, который может задержать эти процессы – экономический. На словах все понимают, что это важная сфера, но затраты на мероприятия на следующий год еще меньше. Экономическая составляющая тормозит всю эту историю, потому что это сложные социальные трансформации, это дорогостоящий процесс. С другой стороны, люди готовы, они сами требуют демонтажа советской, имперской и т.д., - сказал Дробович.
Что касается идеологической реинтеграции временно оккупированных территорий по национальной памяти, то, по его словам, еще до деоккупации должен быть принят закон "Об основах переходного правосудия", который четко определит правила, принципы, порядки.
...Одним из компонентов переходного правосудия есть право на правду. И Институт нацпамяти или иная структура, на которую правительство возложит обязанности, будет вовлечен в реализацию переходного правосудия, в частности, на временно оккупированных территориях. Потому что у нас не хватит судей. Не всегда ответственность должна быть уголовной, где-то административной, репутационной. Кто был преступником и коллаборантом, те понесут уголовную ответственность. А другие люди, которые, скажем так, не совершали прямо уголовных преступлений, но, очевидно, были лояльными, призывали других не сопротивляться оккупантам, их должны все знать: кем они были и что они совершали, - заявил глава УИНП.
Вторым направлением, по его мнению, должно стать создание обширной инфраструктуры реинтеграции временно оккупированных территорий с финансами, ресурсами, людьми и программами.
Отвечая на вопрос, сколько времени может занять процесс идеологического возвращения людей, Дробович подчеркнул, что это будет долгий процесс и этого не нужно бояться.
По его словам, из опыта европейских стран, например, опыта объединения Германии, следует, что "30 лет – это вообще не срок для таких вопросов".
Декоммунизация Ровно завершена: монумент Вечной Славы ушел в прошлое.
Не пропустите интересное!
Подписывайтесь на наши каналы и читайте новости в удобном формате!