В МОН разработали новые рекомендации оценивания учеников 5-9 классов
Предложенная в рекомендациях форма свидетельства является ориентировочной
Новые рекомендации оценивания учеников 5-9 классов/Фото: nus.org.ua
Министерство образования и науки Украины утвердило Рекомендации по оценке результатов обучения соискателей образования в соответствии с Государственным стандартом базового среднего образования.
Детали
Рекомендации касаются оценивания учащихся 5-9 классов. Соответственно, приказ МОН "Об утверждении методических рекомендаций по оценке учебных достижений учащихся 5-6 классов, которые получают образование в соответствии с новым Государственным стандартом базового среднего образования" теряет силу (речь идет о приказе №289 от 1 апреля 2022 года).
В новых рекомендациях определено, что результаты обучения — это знания, умения, навыки, отношения, ценности, приобретенные в процессе обучения, воспитания и развития, которые можно идентифицировать, спланировать, измерить и оценить и которые лицо способно продемонстрировать после завершения образовательной программы на каждом уровне (цикле) общего среднего образования.
Также в рекомендациях описаны основные функции оценивания:
- формирующая (обеспечивает отслеживание динамики учебного прогресса);
- констатирующая (обеспечивает установление уровня достижения результатов обучения);
- диагностирующая (предоставляет информацию о состоянии достижения результатов обучения, наличие учебных потерь, причины возникновения затруднений);
- корректирующая (позволяет учителю соответствующим образом адаптировать образовательный процесс);
- ориентировочная (позволяет отследить динамику формирования результатов обучения и спрогнозировать их развитие);
- мотивационно-стимулирующая (активизирует внутренние и внешние мотивы к обучению);
- развивающая (мотивирует к рефлексии и самосовершенствованию);
- прогностическая (ставит цели обучения на будущее);
- воспитательная (способствует воспитанию у учащихся сознательной дисциплины, настойчивости в работе, трудолюбия, чувства ответственности, долга).
Согласно рекомендациям, основными видами оценивания результатов обучения учащихся являются формирующее оценивание, итоговое оценивание и государственная итоговая аттестация.
- Формирующее оценивание направлено на отслеживание динамики учебного прогресса учащихся, определение их учебных (образовательных) потребностей и направление образовательного процесса на повышение эффективности обучения с учетом установленных результатов обучения.
- Итоговое оценивание показывает результат обучения и развития.
- Государственная итоговая аттестация предусматривает оценивание соответствия результатов обучения учащихся, завершивших получение базового среднего образования, требованиям Государственного стандарта.
В приложениях к рекомендациям очерчены общие критерии оценивания, которые определяют общие подходы к установлению результатов обучения учащихся, и критерии оценивания по образовательным областям.
- Критерии оценивания реализуются по четырем уровням (начальный, средний, достаточный, высокий).
- Каждый следующий уровень охватывает требования к предыдущему, а также добавляет новые.
- Критерии оценивания позволяют осуществлять оценивание результатов обучения в 12-балльной шкале оценивания.
- По выбору учебного заведения оценивания может осуществляться по собственной шкале оценивания результатов обучения учащихся. В случае введения учебным заведением собственной шкалы оценивания результатов обучения учащихся им должны быть определены правила перевода в 12-балльную шкалу оценивания.
Как говорится в рекомендациях, свидетельство достижений состоит из двух частей.
1. "Характеристика учебной деятельности", которая сформирована в соответствии с перечнем сквозных умений, определенных Государственным стандартом.
Результатом наблюдения за развитием сквозных умений является выставление соответствующей отметки в столбце "Имеет значительные успехи / Демонстрирует заметный прогресс / Требует внимания и помощи" после завершения каждого учебного года или в случае изменения учениками учебного заведения.
Способы организации фиксирования результатов наблюдения педагогические коллективы учебных заведений определяют самостоятельно.
2. "Характеристика результатов обучения" заполняется в соответствии с перечнем учебных предметов / интегрированных курсов, определенных утвержденной образовательной программой учебного заведения.
При использовании собственной шкалы оценивания заведение должно определить и описать в образовательной программе правила перевода общей оценки результатов обучения за год в систему, определенную законодательством (12-балльную систему), для выставления в свидетельство достижений.
Предложенная в рекомендациях форма свидетельства является ориентировочной.
Напомним, что Украина применяет современные технологии для безопасного возвращения школьников к очному обучению.
Не пропустите интересное!
Подписывайтесь на наши каналы и читайте новости в удобном формате!