RU UA
1

Как подготовить старших детей к школе – советы психотерапевта

Общество 13:13 - 30 августа 2024

Возвращение в школу может быть сложным процессом

Как подготовить старших детей к школе – советы психотерапевта

Как подготовить старших детей к школе - советы психотерапевта / Фото: Pixabay

Окончание каникул для многих школьников становится серьезным ударом. Детям часто не хочется возвращаться к учебному процессу, поэтому начало очередного учебного года становится для них настоящим стрессом. Редакция МЕТА.UA обратилась к психотерапевту и детскому психологу-консультанту Оксане Писаревой, чтобы узнать, как родителям подготовить старших детей к школе.

Детали

Далее – слова эксперта

Наибольшее сопротивление по возвращению в школу появляется у детей 3-4 класса или средней школы. Если мы берем младшую школу, детям, которые уже прошли первый класс и переходят во второй, родители говорят: «Смотри, теперь вам будут ставить оценки, поблажек уже не будет». Конечно, это звучит как приговор. Надо изменить формулировки на менее категоричные. «Вы стали немного взрослее, вам будут ставить оценки. Смотри, оценки могут быть разными, вместо божьих коровок у вас будут циферки. Если ребенок старается, выполняет задания, он получает большие, если нет - меньшие».  Не идите с позиции «Чтобы у тебя было не менее 9 баллов», потому что ребенка это пугает. Вместо этого покажите ему, как и что будет при определенных обстоятельствах. Скажите, что ребенок может рассчитывать на вашу помощь, чтобы он чувствовал поддержку и опору.

Средняя школа, например, оказывает наибольшее сопротивление, они категорически не хотят идти в школу. Выходите из поддерживающей позиции и ищите, что же хорошего в школе. Например, ребенку все же нравится какой-то учитель или предмет. Идите с позиции любопытства, а не принуждения, с точки положительных переживаний. Это работает хоть с первоклашками, хоть со средней, хоть со старшей школой. Негативных переживаний они наберутся сами, а вот мотивация будет сохраняться только из положительных. Если ребенок идет с интересом, чувствует поддержку, понимает, что он знает и умеет, и на что может опираться, он чувствует себя свободным и спокойным. Соответственно, его умственная деятельность работает естественным способом. Зато стресс, наоборот, притупляет ее.

Не используйте советы, которые не совпадают с темпераментом или темпом вашего ребенка. Например, «приходите домой, и за полчаса делайте все домашнее задание». Но вы знаете, что ваш ребенок, не успеет за полчаса, вы знаете, что он медленный: он медленно пишет, медленно ест. Тогда не требуйте от детей скорости, и не слушайте таких советов. Если ребенок долго настраивается и делает что-то медленно, это не хорошо и не плохо, это его темп. Быстрые дети не сильнее умственно медленных. Ювелиры работают медленно, но качественно.

Также не равняйтесь на других. Это другие люди, у них другие дети, а вы знаете своего ребенка лучше всех. Поэтому ориентируйтесь на него. Можно что-то посмотреть или почитать, но адаптировать для себя. Плохой совет - повторять за другими один в один. Это не рецепт огурцов. Это ребенок, и он отличается от других.

Вместо этого наблюдайте за тем, какая у ребенка сильная сторона. Например, ваш ребенок внимательный, но медлительный. Тогда вы говорите: «Смотри, даже если все уже сделали задание, а ты - нет, спокойно доделывай его. Учитель дает время всем». То есть вы должны подсвечивать сильные стороны ребенка, независимо от того, это первоклассник или одиннадцатиклассник. Акцентируйте на этом внимание.

Подготовка школы состоит из ваших усилий для того, чтобы у ребенка было ощущение безопасности, чтобы у него было ощущение любопытства, чтобы он осознавал свои точки опоры в семье и свой ресурс через свои навыки. Отталкивайтесь от того, какой у вас ребенок. Если ребенок застенчив и не любит поднимать руку, не надейтесь, что на следующий день что-то изменится. Прямо говорите ему, что все дети разные, чтобы он не чувствовал, что с ним что-то не так.

Спрашивайте иногда: «Чтобы ты хотел, чтобы произошло в школе?» Спрашивайте о желаниях ребенка, которые касаются школы. Не просто подготовьте детей к школе, а расспрашивайте их. Когда ребенок размышляет о школе, узнайте, какой он ее видит, и что бы он хотел. Получите обратную связь. Через этот процесс он интегрируется.

Недавно мы рассказывали, как подготовить первоклашек к школе. 

Не пропустите интересное!

Подписывайтесь на наши каналы и читайте новости в удобном формате!

ГЛАВНОЕ ЗА СЕГОДНЯ
Больше новостей