ua ru
Пожалуйста, заполните это поле
1

Святослав Шеремет: Сказать в армии, что ты из ЛГБТИК - это особое мужество

Общество 15:30 - 21 марта 2025

Ответы на вопросы о том, как живется в наше сложное время людям из ЛГБТИК-сообщества

Святослав Шеремет: Сказать в армии, что ты из ЛГБТИК - это особое мужество

Святослав Шеремет. Фото: Facebook

Приход Трампа к власти сказался во всем мире. Многие ориентиры стали другими, то, что строилось годами разрушено. Хорошо это или плохо – покажет время. Но сейчас можно точно сказать, что прекращение помощи в разных сферах жизнедеятельности задело как Украину, так и другие страны.

Все это коснулось разных людей, в том числе представителей ЛГБТ-сообщества. О том, как они выживают в реалиях войны, которые строят планы и будет ли марш равенства в этом году, нам рассказал координатор по политике и законодательству Национального ЛГБТИ-консорциума Святослав Шеремет

- Война многих изменила. Что изменила война для вас?

— Великая война обострила понимание ценностей, за которые мы стоим. До Революции достоинства, к началу в 2022 году Великой войны, украинская фракция российского мира, которая имела достаточно силы и влияния, протащила в Украине через парламент целую стопку гомофобных законопроектов, которых мы едва дышали очень большими усилиями. Мы как страна были на пороге «законодательной оккупации» теми идеями, которые сегодня восторжествовали в правовом поле российской федерации. Я имею в виду все эти законы о запрете так называемой пропаганды так называемых нетрадиционных ценностей, через которые все движение за права человека для ЛГБТ в России объявлено экстремистским.

Великая война поставила перед экзистенциальным выбором не только Украину как государство и страну в целом, но и украинские сообщества ЛГБТИК+ — то есть лесбиянок, геев, бисексуальных, трансгендерных, интерсекс-, квир- и других людей сексуального и гендерного разнообразия. Таково корректное прочтение этой аббревиатуры.

– Спасибо, что поправили. Война как-то повлияла на права ЛГБТИК-сообщества?

— Права человека для ЛГБТИК+ — фокус и сущность моей работы. Я сначала зацитирую кое-что. «Запрещается какая-либо дискриминация военнослужащих, в частности… прямое или косвенное ограничение прав военнослужащих в зависимости от… гендерной идентичности, сексуальной ориентации,… семейного… состояния, … и т.д.». Дискриминация такого рода «запрещается… при принятии на военную службу и ее прохождении (в том числе при заключении контракта, продвижении и перемещении по службе, планировании военной карьеры, направлении на обучение, повышении квалификации, подборе кандидатов в состав национального контингента и т.п.)». В переводе с бюрократического языка это означает, что армия увидела ЛГБТИК+ в своем составе, а правительство гарантирует ЛГБТИК+ равенство на военной службе. Это выписка из постановления правительства в прошлом году с красивым номером 1234.

Именно во время войны мы начали как государство уверенное движение, шаг за шагом к признанию достоинства и равенства людей из числа ЛГБТИК+ в разных сферах жизни.

Иногда все приходится объяснять по буквам

— Может, вы знаете, сколько представителей ЛГБТ-сообщества ушло на фронт? Это изменило как-то отношение общества к ЛГБТИК+?

— Начнем с того, что ЛГБТИК всегда были в армии. Не было другого: не было видимости и признания. В 2022 году добровольцем в силы территориальной обороны Киева пошел мой бывший семейный партнер, с которым мы прожили много лет. Некоторые ребята из моего коллектива, где мы боремся за права человека для ЛГБТИК+ в гражданской плоскости, сделали выбор добровольно пойти на фронт. Несколько наших коллег были мобилизованы и сейчас мотивированно воюют.

Вопрос о том, сколько именно ЛГБТИК+ на фронте, мне кажется, лишен смысла. А сколько ЛГБТИК+ живет в вашем многоквартирном доме? А сколько ЛГБТИК+ среди украинских железнодорожников? А сколько посреди педагогов? Ответ один и тот же для всех случаев: МНОГО. Лучшая личная установка для каждого и каждого из нас просто знать, что ЛГБТИК+ много и что ЛГБТИК+ всегда рядом, даже если они нам не подмигивают. Это справедливо и для армии.

Медиапространство изобилует материалами о ЛГБТИК+ в армии. И надо сказать, что быть героем или героиней сюжета или публикации о ЛГБТИК+ в армии — часто рискованно или вредит человеку с точки зрения его личного комфорта. Не каждому командиру нравится, когда кто-то из подчиненных объявляет, что он служит именно в его подразделении и что он или она из числа ЛГБТИК+. Поэтому заявить о себе в армии – это особое мужество. И именно потому, что это проявление мужества, такие шаги должны логически здороваться.

Да, это значительно изменило отношение в обществе. Это из того же разряда, как вопрос к пациенту, нуждающемуся в донорской крови: а ты примешь здоровую кровь от донора-гея в критической ситуации? Или ответи: нет, ищите мне другого донора! Вот так и здесь. Но сами военные (и это должны говорить они, а не я) находятся в странной позиции: службу несут наравне со всеми, а вопрос социальных гарантий для членов их семей, а именно — для партнеров или партнерок — в Украине до сих пор не урегулирован.

Об отношении в обществе к ЛГБТИК+ скажу двумя тезисами. Во-первых, с течением лет отношение постоянно улучшается. Во-вторых, доля взрослых сограждан и согражданок, которые согласовывают с потребностью в равных правах для ЛГБТИК+, уже несколько лет уверенно превышает 50%. Поэтому все революционные изменения в пользу ЛГБТИК+ уже сегодня опираются на крепкую социальную основу.

— Пока Трамп пришел к власти, и режет помощь, которую также получали и ЛГБТИК-организации. Это скажется как-нибудь на Украине?

— Соединенные Штаты Америки десятилетиями были олицетворением свободы мысли, свободной жизни и образцом уважения государства к личности. У Америки многому можно было поучиться, многое позаимствовать. В день второй инаугурации президента Трампа флюгер США развернулся в другую сторону. Нам как украинцам следует относиться с уважением к выбору американской нации и последствиям, к которым этот выбор привел. Решение президентской администрации значительно сократить или прекратить большинство программ и проектов помощи для Украины, конечно, отражалось и на украинских ЛГБТ-организациях. Ведь для введения ценностей прав человека нужна не только наша добрая воля, но и политическая поддержка, и материальный ресурс.

Поэтому сегодня, искренне благодаря американскому народу за оказанную помощь, мы «перепрошиваем» формат своей работы и пересматриваем источники нашей поддержки. Главный вектор движения – дальнейшее сближение с Евросоюзом и другими европейскими организациями и институтами. И главное: когда имеешь волю к переменам, ресурс всегда найдется.

Святослав Шеремет давно работает в правовом поле

— Как вообще во время войны живется ЛГБТИК-организациям?

– Начну с определенного парадокса. Несмотря на войну, за период начиная с февраля 2022 года в Украине зарегистрировано 5 новых ЛГБТ-организаций. Самая молодая на сегодня — еще «малыш»: она появилась всего 7 месяцев назад. А о чем это говорит? Что движение за права человека для ЛГБТИК+ развивается. Я вам скажу, что с начала начал, то есть от рассвета Независимости, в Украине накопительным итогом зарегистрировано около 80 ЛГБТ-организаций, причем некоторые национальные организации имеют многочисленные местные центры, которые фактически являются автономными организациями, но не входят в это число. Как и в случае с обсуждением численности ЛГБТ в армии, на вопрос, много ли в Украине ЛГБТ-организаций, правильным ответом было и будет — МНОГО!

Жизнь ЛГБТ-организаций – это жизнь людей. Нет организации без людей.

— Что вы думаете о предложении легализовать однополые браки на Украине, особенно после петиции 2022 года?

— Путь признать семейные партнерства между людьми одного пола в самой Украине безальтернативный. Точнее, безальтернативная, пока суверенная и демократическая Украина стоит на текущем геополитическом векторе. Большое состоит из малого. Украина уже давно начала свой тернистый путь к признанию однополых браков. Украина точечно УЖЕ признает однополые браки или зарегистрированные партнерства. Я поделюсь конкретикой. Украина признает де-юре на своей территории однополые браки или зарегистрированные однополые партнерства, заключенные с участием члена дипломатического представительства или консульского учреждения Королевства Нидерландов.

Знаете, все это напоминает картину, когда у вас закипает электрочайник. Знаете, как когда вода уже достаточно нагрелась, но еще не кипит, она начинает сильно шуметь, потом пускает пузыри — и наконец кипит? Так же и с легализацией однополых браков в Украине. Нас как государство все отовсюду к этому ласково поджимает. И при этом нет ни одной — подчеркиваю: НИКАКОЙ! - рациональной причины этого не сделать.

Вопрос в том, каков будет правовой формат признания. В ближайшее время вряд ли украинский брак будет распространен на однополые отношения. Наиболее вероятный и рациональный сценарий – создание отдельного правового института под названием «зарегистрированное партнерство». Именно такое решение оказывает наибольшую поддержку и в правительстве, и в депутатском корпусе, и в офисе Президента, и в судебной ветви власти.

Ключевая позиция: каждый и каждый имеют право на семью. Каждая семья должна иметь признание со стороны государства. Каждые взаимоотношения ценны, потому что они укрепляют человека и общество.

В этом году в Киеве пройдет Марш равенства

— Какие реформы в гуманитарной политике Украины вы бы предложили сейчас, чтобы улучшить жизнь ЛГБТИК-людей?

— Основное, что нужно делать и что, на самом деле, делается понемногу, — это сквозное обеспечение инклюзивности по ЛГБТИК+. Модный термин «инклюзия» требует пояснения. Принцип инклюзивности состоит в учете многообразия людей, специфики и особенностей отдельных социальных групп в области обеспечения равных прав и возможностей. Это равный доступ к равным возможностям, если очень коротко. Давайте друг другу простор для жизни и самореализации!

— Ну, и самый главный вопрос, когда ожидается следующий гей-парад в Киеве? Что это будет за действие?

- Будем корректны. Между гей-парадом и маршем равенства есть большая разница. Разница в том, что гей-парад чистое развлечение, а украинские марши равенства — демонстрация видимости и солидарности в борьбе за уважение и равенство. Поэтому гей-парад в Киеве в обозримом будущем не ожидается. На этот год запланирован КиевПрайд XIV. Легко запомнить, потому что Четырнадцатый — это как Людовик, который Король-Солнце. Напомню, что КиевПрайд, впервые состоявшийся в столице еще в 2012 году, — это совокупность просветительных, культурных, политических мер, и центральным среди них традиционно выступает Марш Равенства. Команда КиевПрайда уже анонсировала, что Марш Равенства в этом году запланирован на середину июня 2025 года. За более точной информацией следите за сообщениями в прессе и по радио.

Ранее мы писали о том, что заграждения на восточной границе Польши обойдутся дороже, чем было запланировано.

Источник: МЕТА

Не пропустите интересное!

Подписывайтесь на наши каналы и читайте новости в удобном формате!

Главное за сегодня
Больше новостей