Маринист империи или украинский импрессионист?: как москва присваивает творчество Михаила Ткаченко
С Орденом Почётного легиона от Франции, но с ярлыком "русский классик" — почему мировые и российские справочники искажают происхождение художника

Как москва присваивает творчество Михаила Ткаченко / Фото: ЦПД
Центр противодействия дезинформации совместно с Youtube‑каналом “Культуртригер” опубликовали инфографику, где разбирается очередной пример российского “культурного пиратства”: украинского живописца-мариниста Михаила Ткаченко в рф системно называют “последним маринистом российской империи”. москва в учебниках и на аукционах продвигает его полотна как наследие “русского искусства”, игнорируя рождение художника в Харькове, обучение в киевской и парижской традиции и преимущественно украинскую тематику его работ.
Детали
Михаил Ткаченко родился в 1860 г. в Харькове, воспитанник рисовальной школы Дмитрия Безперчего, впоследствии — Петербургской академии художеств.
В 1888–1892 годах стажировался в парижской Académie Cormon, где перенял импрессионистскую манеру и начал выставлять украинские сюжеты в Салоне.
В 1900 году был отмечен Орденом Почётного легиона на Всемирной выставке в Париже.
С 1902 года занимал должность главного художника Морского ведомства российской империи, создавал батальные полотна — отсюда современные российские пропагандистские тезисы о “последнем маринисте империи”.
Несмотря на дворцовые заказы, постоянно возвращался к украинским пейзажам: “Донец”, "Сумерки над Чёрным морем", “Весна” — полотна хранятся в музеях Харькова и Львова, а также в Лувре и Льежде.
На международных аукционах и в российских каталогах Ткаченко до сих пор представлен как “Mikhail Tkachenko, русский художник”. В биографиях меняют “Харьковская губерния (Украина)” на “российская империя”. Формулировка “последний маринист империи" добавляет коллекционную ценность, ведь российский арт-рынок ищет ”дореволюционные бренды".
Умалчивается участие художника в украинских выставках, переписка с Афанасием Сластьоном, отзывы газеты La Liberté о “ukrainien Tkatchenko”.
Итак, россия “наращивает” собственный художественный канон за счёт украинцев, продвигая миф о “едином культурном пространстве”. Картины украинского автора продают под чужим брендом, получая миллионные прибыли и формируя искажённый дискурс в музеях мира.
Фейки о Ткаченко — очередной гвоздь в гроб российского культурного рейдерства, — отмечают в Центре противодействия дезинформации.





Ранее мы писали: “Боривитер” возрождён: в Киеве презентовали копию уничтоженной в Мариуполе мозаики Аллы Горской.
Не пропустите интересное!
Подписывайтесь на наши каналы и читайте новости в удобном формате!