RU UA
1

Как читать этикетки на продуктах: гайд по выбору полезной еды

Общество 18:46 - 11 февраля 2022

Как правильно читать этикетку продуктов и о чём говорит состав? Простая инструкция, чтобы понять, на что обратить внимание при выборе полезных продуктов

Как читать этикетки на продуктах: гайд по выбору полезной еды

Как правильно читать этикетки на товарах/Фото: Wikimedia Commons

Сейчас все как будто помешались на правильном питании: следят за количеством употребляемых калорий, изучают состав, избегают мучного и сладкого. Если и вы собираетесь встать на путь здорового питания или хотя бы сократить потребление вредных ингредиентов, то эта шпаргалка для вас. Здесь мы рассмотрим, как научиться читать этикетки, на что обращать внимание, а в каких случаях следует “закрывать глаза” на маркетинговые уловки.

1. Сверять сроки годности

Перед покупкой товара, надо сверять срок годноти/Фото: Anastasia Hariaha

Думаем, вы это делаете и без наших советов. Ведь приём “просрочки” может привести к отравлению. Чаще всего чем меньше обработан продукт, тем быстрее он портится. Длительный срок хранения означает наличие консервантов и ультраобработку, при которой погибает множество полезных микроорганизмов. Если рядом есть альтернативы с коротким сроком годности, то отдавайте им преимущество.

При чрезмерном употреблении ультраобработанных продуктов увеличивается риск смертности на 62%. Об этом говорит 15-летнее испанское исследование. Ультраобработанные продукты – это печенье, сладкие напитки, сухие завтраки, быстрорастворимые блюда и каши.

Но не путайте ультраобработку и ультрапастеризацию молока. Во втором случае нет вреда для организма.

2. Наименование продукта

При изучении этикетки нужно учитывать разницу между названием товара и наименованием/Фото: Anastasia Hariaha

Не путайте название товара и наименование продукта. Название товара обычно используют в маркетинговых целях – оно не всегда отражает состав и идею товара. Броские названия могут быть любыми, их задача – привлечь внимание покупателя. А наименование продукта – это обязательное поле этикетки. Например, вы хотите купить мясо, а не мясосодержащий продукт. Смотрим, чтобы в наименовании стояло именно "мясо".

3. Состав

Учимся читать этикетку на продукте: состав/Фото: Anastasia Hariaha

Обычно производитель указывает в составе ингредиенты в порядке их убывания. То есть чем ближе к началу списка, тем больше его в продукте.

Но загвоздка в том, что невозможно определить точное количество ингредиента (если оно не указано на упаковке). Например, в составе замороженных котлет есть мясо, мука, крахмал, соевый белок и другие ингредиенты. Мясо стоит на первом месте, значит его в составе больше всего. Но насколько его больше, чем муки, выяснить нельзя.

Не все слова в составе могут быть понятны. Поэтому есть небольшой лайфхак: чем короче состав, тем меньше шансов съесть то, что вредно.

Обычно продукт состоит из основных и дополнительных компонентов. Основные – это то, что мы и так собираемся брать (консервированный горох, мясо в фарше, маринованные огурцы). А дополнительные – те, что придают продукту текстуру, усиливают вкус и помогают ему дольше храниться.

Дополнительные компоненты не так опасны, как могут показаться на первый взгляд. На самом деле из относительно вредных компонентов можно встретить только трансжиры, которые несут огромную опасность для сосудов и сердца.

Маргарин – самый известный трансжир. Но сейчас его достаточно редко пишут в составе. Но есть много других названий, за которыми производители маскируют трансжиры:

  • жир специального назначения;
  • модифицированный жир;
  • фритюрный жир;
  • кулинарный жир;
  • гидрогенизированные масла и жиры;
  • спред – сочетание живого и растительного жиров.

Все остальные загустители, ароматизаторы, эмульгаторы, стабилизаторы и прочие добавки несут сугубо безвредный характер, по крайней мере, в небольшом количестве.

К слову, пальмовое масло само по себе угрозы здоровью человека не несёт. Только употребление его в больших количествах может повлечь за собой риски ожирения и сердечно-сосудистых заболеваний. Призывы ограничить пальмовое масло в рационе связаны с защитой экологии: под плантации масличных пальм вырубаются леса, а это разрушает среду обитания многих животных.

Состав также может включать информацию об аллергенах и производстве рядом с продуктами-аллергенами. Это имеет смысл для людей с непереносимостью конкретного продукта.

4. Пищевая ценность

Изучаем пищевую ценность продукта/Фото: Anastasia Hariaha

Это количество энергии и питательных веществ, которые даст вам продукт. Здесь указывается калорийность, содержание белков, жиров и углеводов. Чаще всего пищевая ценность указывается на вес 100 граммов. Это значит, что если ваш йогурт весит 250 граммов, то необходимо умножить показатели на 2,5. Так вы получите общую ценность продукта.

5. Масса или вес

Изучаем этикетку товара: посмотрите на массу/Фото: Anastasia Hariaha

Эти показатели не влияют на состояние организма, однако при одинаковых ценах и составе выгоднее брать продукт, которого в упаковке больше. Вес товара могут указывать с жидкостью, входящей в состав, и без неё. Масса нетто – это масса без упаковки, брутто – с упаковкой.

6. Маркетинговые надписи

Эти надписи служат, как маркетинговый ход. Их зачастую используют, чтобы повысить привлекательность товара.

“Без глютена”

Эта надпись для тех, кто страдает целиакией или аллергией на глютен. Это касается 1% населения. На здоровье всех остальных людей глютен никак не влияет. Продукты без него не полезнее других, а производитель не обязан указывать, что он в составе отсутствует. Обычно за этой надписью маскируется длинный состав с множеством ненужных ингредиентов.

"Без лактозы"

Аналогичный случай, когда эта надпись не имеет никакого смысла, зато прекрасно работает как реклама.

Лактоза – компонент любого молока, который присутствует даже в грудном молоке, обеспечивая младенцам энергию. У некоторых людей встречается непереносимость лактозы, если они выпьют больше стакана молока.

В мире процент людей, непереносимых лактозу, меняется от 3% на севере Европы до 90% в Юго-Восточной Азии. Если у вас нет аллергии на лактозу, то покупка безлактозного товара не улучшит здоровье.

“Без сахара” и “без добавленного сахара”

Это означает, что сахар как ингредиент не входит в состав продукта. Но это не подразумевает то, что в продукте нет других сахаров. В таком продукте может использоваться фруктовый сок или концентрат, сироп или фруктоза. Все эти продукты относятся к свободным сахарам, как и обычный рафинад или сахар-песок. Эти продукты не обязательно, главное их просто учитывать в общем балансе потребления свободных сахаров.

“Без ГМО”

Изучаем продукт по этикетке/Фото: Anastasia Hariaha

ГМО – это организмы, ДНК которых изменили люди. Мы не останемся голодными из-за нашествия насекомых или засухи, так как при помощи генной инженерии появились устойчивые сорта растений.

Учёные пока сходятся во мнении, что генно-модифицированные продукты не несут негативного влияния на организм. Каждый такой продукт всегда тестируется перед тем, как попадает в массовое производство.

“Фермерское”, “органик”, “эко”

  • Пометка “эко” говорит о том, что при производстве продукта было нанесено минимальное количество ущерба окружающей среде по сравнению с аналогичным товаром. Может производитель экономно тратил воду или заботился о почве и выращивал помидоры не в открытом грунте, а в вертикальных грядках.
  • Пометка “органик” говорит о том, что при производстве не использовались пестициды, антибиотики, стимуляторы роста и ионизирующее излучение.
  • Надпись “фермерское” относится к продукции, произведённой фермерским хозяйством. Это не означает, что продукты оттуда будут без пестицидов и стимуляторов роста.

“Био”, “с пробиотиками”

Эти надписи означают, что в продукте присутствуют пробиотические микроорганизмы. Необязательно продукт с такой надписью будет полезнее соседнего. Чтобы пробиотики несли пользу, они должны пройти кислую среду желудка, а потом выжить и размножиться в кишечнике. Сколько из заявленных производителей это сделает – непонятно.

“Фитнес”, “натуральный”, “с витаминами”, “полезный”, “улучшает иммунитет”

Такие надписи – обычный маркетинг. Если сомневаетесь в продукте, лучше пробегитесь глазами по составу.

Чтобы уметь читать этикетки, нужна практика. Наименование, состав и срок годности – критерии, на которые надо ориентироваться при выборе продукта. Непонятные слова в составе – не обязательно плохо. Главное, избегайте трансжиров, а не глютена.

Не пропустите интересное!

Подписывайтесь на наши каналы и читайте новости в удобном формате!

ГЛАВНОЕ ЗА СЕГОДНЯ
Больше новостей