ua ru
Пожалуйста, заполните это поле
1

Детская депрессия – не редкость и ведет к суициду: интервью ко Дню ментального здоровья детей

Общество 20:10 - 07 мая 2025

При каких признаках вашему ребенку срочно нужно к психологу? Интервью с опытной психологиней

Детская депрессия – не редкость и ведет к суициду: интервью ко Дню ментального здоровья детей

Детская депрессия – не редкость и ведет к суициду: интервью ко Дню ментального здоровья детей

Знаете, что детское «мама, можно с вами поспать» – далеко не каприз, а серьезный сигнал потребности обращения к специалисту? Сегодня, 7 мая, в мире отмечают День осведомленности о ментальном здоровье детей и День распространения информации о детской депрессии. МЕТА, выполняя наставления мировой психологической элиты по поводу этих дней, обращает внимание на ментальное здоровье ваших детей и приглашает к разговору опытную детскую психологиню Антонину Оксанич.

Антонина Оксаныч – детская семейная психологиня, гештальт-терапевтка с опытом работы 16 лет.

Конечно, последние три года с началом войны я активно поддерживаю детей. В вынужденной эмиграции было много работы с подростками-беженцами, которым помогала в вопросах адаптации. Теперь я в Украине и работаю с детьми, которые остались дома во время войны. Среди моих клиентов – дети от 8 лет

Какие главные проблемы ментального здоровья детей Украины сейчас во время войны?

Из-за долгосрочной войны – это, в первую очередь, тревожные расстройства. Как это проявляется? Чрезмерное волнение, страхи, проблемы со сном. То есть ребенок не может заснуть, говорит «мама, посиди со мной» или просыпается и идет к родителям, или просит спать вместе. Также тревожное расстройство проявляется и в школе. Например, ребенок очень тревожится из-за какой-то не такой оценки. И, конечно, это связано с тем, что дети видят и чувствуют родителей, тоже проявляющихся тревожностью.

Вторая проблема – поведенческое расстройство. То есть дети, которые реагируют на эту военную неопределенность не проявлением тревоги, а проявлением агрессии – истерики, провокационное поведение, нарушение границ.

Третья проблема близка к тревоге – это депрессивные состояния. Часто тревожное и депрессивное расстройство идут рядом. Это больше касается уже подростков.

Четвертое – проблемы с адаптацией из-за переезда, смены школы, среды другой культуры. Это, наверное, самая главная проблема детей, уехавших за границу .

Пятое – ПТСР. Пока я не работаю с ПТСР. Потому что есть методики, которые более конкретно работают с этим, чем гештальт-терапия. К примеру, EMDR-терапия. Итак, я рекомендую с ПТСР работать именно в этом направлении. Но если в целом говорить, то ПТСР переживают дети, непосредственно присутствовавшие при военных действиях. Это дети, выезжавшие с Востока, у которых разрушались дома, увидевшие, так сказать, войну в глаза. Это, конечно, имеет очень сильное последствие их психики. И, конечно, я рекомендую таким детям обязательно проходить психотерапию. Хотя, опять же, есть дети более чувствительные и менее чувствительные. Поэтому некоторым детям, возможно, будет достаточно проработать ПТСР с психологом. Некоторым – проходить именно ПТСР-терапию.

Какие симптомы ментального здоровья детей должны насторожить родителей и указывают на необходимость обращения к психологу?

  1. Самое распространенное – это нарушение сна. То есть ребенок не просто один раз плохо спал, а имеет системное нарушение сна. Оно определяется продолжительностью более двух недель. Это могут быть кошмары, ночные пробуждения, энурез, тяжелое засыпание.

  2. Частые истерики и прочая агрессия.

  3. Или наоборот – некоторые дети могут замыкаться в себе, проявлять безразличие. К примеру, ребенок отказывается ходить в школу или общаться с друзьями.

  4. Физические симптомы. Это боли, не имеющие медицинского подтверждения: головные боли, тошнота, боли в животе. Они могут быть психосоматическими расстройствами. А у подростков эта проблема может проявляться более серьезно – самоповреждающее поведение или суицидальные высказывания.

То есть необходимость обратиться к детскому психологу – это любые странные изменения в поведении ребенка, которые продолжаются более двух недель. Ведь это говорит о том, что у ребенка возникли определенные психологические сложности – и ему нужна помощь.

Также, несмотря на обращение к психологу, родители должны правильно выстроить свою коммуникацию с ребенком дома.

Как родителям следует объяснять детям военную реальность и правильно обращаться с ними в таких чрезвычайных условиях?

Прежде всего, в этой военной ситуации важно, чтобы родители давали знак, что они рядом и эмоционально доступны ребенку. Также не стоит избегать болезненных тем. Например, если ребенок спрашивает о войне или тревоге – нужно ответить, однако не погружаться в отрицательные детали. Здесь нужно найти баланс.

Ребенку стоит подавать информацию с оптимистической точки зрения с верой, что все будет хорошо. Главное – дать ему знать, что вы рядом, что вы не игнорируете его чувства, что для вас его чувства важны, и вы готовы с ним разговаривать.

Важно давать право ребенку на любые эмоции. То есть, например, не осуждать ребенка за то, что ему страшно. Важно сказать: я вижу, что тебе грустно; я вижу, что тебе страшно – и это нормально в такой ситуации. Ведь это действительно нормальная реакция на ненормальные условия, как мы сейчас говорим.

Существуют ли какие-то специальные детские практики для снятия стресса из-за войны?

В книге «Понимаю тебя: как воспитывать детей без крайностей», соавтором которой я являюсь, мы как раз даем рекомендации, как обращаться родителям со сложными эмоциями детей – с грустью, агрессией, расстройством, стыдом. И даем конкретные фразы, как можно детей поддерживать.

Также рекомендую свою вторую книгу «Медитативные истории Спокойной ночи» для детей помладше – до 10 лет. Это терапевтическая книга с практиками, помогающими ребенку расслабиться и снизить тревогу перед сном.

Что еще может помочь ребенку и, возможно, семье в целом?

Стоит поставить цель – так сказать, уравновесить эту военную ситуацию каким-то позитивным ресурсом для семьи. Для этого нужно положить начало семейным ритуалам в зависимости от интересов семьи. Они приносят стабильность в этой нестабильной ситуации. Это действительно очень важно в это время.

Каждый день выделите время, чтобы провести его вместе всей семьей. Вовлекайте в это творчество, которое помогает все переживать и создавать положительные эмоции. К примеру, это может быть:

  • Общая игра или разговор. Например, что сегодня было самым приятным для меня за день, где каждый член семьи будет рассказывать, что его порадовало.
  • Круг благодарности друг другу за сегодняшний день.
  • Какие-то объятия, телесные упражнения.
  • Если семья музыкальная – можно что-нибудь попеть или поиграть.
  • Иногда можно почитать вместе книги.
  • Даже если ресурса на развлечения нет, можно посмотреть какой-то добрый мультфильм или фильм.
  • И даже вместе заваривать и пить чай.
  • Это могут быть и какие-то танцы, и выход на улицу на прогулку, пройтись с животным.

Это все действительно простые вещи, но они творят чудеса. Это дает чувство семьи – что мы вместе, мы поддерживаем друг друга. Когда этот обряд проводится каждый день, он дает психоэмоциональную стабильность.

Сталкивались ли вы в своей практике с детской депрессией?

У меня сейчас несколько детей, в течение войны их было также много, которые имели депрессивное состояние, но родители об этом не знали. И слава Богу, что они обратились к специалисту – и ребенок уже мог в доверительной атмосфере рассказать мне о своих проблемах.

С подростками – несколько сложнее. Они далеко не всегда понимают свою депрессию и что с ней делать. Поэтому интуитивно начинают самостоятельно искать какие-то способы облегчения. К сожалению, используют для этого обычно не самые лучшие средства: такие как алкоголь или другие психотропные и наркотические препараты.

Чем опасна детская депрессия?

В этом вопросе очень важна осведомленность. И, к сожалению, хочу сказать: меня огорчает то, что сегодня есть родители, которые недостаточно разбираются в этой теме. И они при проявлениях депрессии у ребенка выступают только за натуральные средства, считая, что медикаменты – это что-то очень плохое.

И мне бы, конечно, хотелось, чтобы в нашем государстве было больше понимания того, что депрессия – это не просто плохое настроение, переходный период или каприз ребенка, как говорят некоторые родители. Нет, это серьезное нарушение эмоционального состояния, требующее внимания специалиста. И именно для родителей, я скажу следующее – подчеркиваю: обратите на это особое внимание.

Депрессия опасна тем, что она создает замкнутый круг, приводящий к саморазрушению человека. Это состояние усиливает само себя, как замкнутый круг – это самая большая проблема. Оно словно засасывает и все больше и больше углубляется.

То есть, как это происходит? Есть два основных симптома – нарушение сна и подавленное состояние (апатия, отсутствие сил и т.п.). А сон – это основа нашего психоэмоционального здоровья, и физического, и ментального.

Когда нарушается сон человека, и это длится более нескольких дней – согласно исследованиям, сильно снижаются когнитивные способности и концентрация. То есть человек, который не спал одну ночь – имеет умеренные снижения. Несколько ночей не спал – показатели снижаются критично. К чему это приводит?

К тому, что человек, например, совершает ошибки. Как следствие, ребенок не может вытянуть обучение. У него исчезают силы и желания для того, чтобы общаться. То есть он замыкается: не общается с друзьями, отдаляется от родителей. Может вообще не говорить родителям о своих проблемах. А когда человек отдаляется от всех – его депрессивное состояние еще больше усугубляется.

Что рекомендуется при детской депрессии?

Параллельно психотерапия и медикаментозная помощь.

Если в своей практике у меня есть подозрение на депрессию – обязательно сотрудничаю с психиатром. Именно психиатр должен поставить этот точный диагноз и выписать правильные медицинские препараты.

Если это легкая степень – мы можем работать без лекарств. Но эта психотерапия должна быть каждую неделю – то есть системной, поддерживающей.

И я вижу на практике, когда человек принимает антидепрессанты и ходит на терапию – тогда он гораздо больше может взять от терапии. Когда у человека есть медикаментозная поддержка, у него когнитивные способности лучше – и он больше берет от терапии.

Чем чревата детская депрессия, если ее не лечить?

Все большим и большим усилением. Иногда на фоне депрессии бывают нарушения пищевого поведения. Также у меня были дети, у которых был и селфхарм. Во время терапии и принятия лекарств мы это преодолевали.

Источник: МЕТА Новости

Не пропустите интересное!

Подписывайтесь на наши каналы и читайте новости в удобном формате!

Главное за сегодня
Больше новостей