RU UA
1

Просрочка в магазине: как не купить испорченные продукты во время отключения света

Общество 20:56 - 06 декабря 2022

Рассказываем, какие уловки используют в магазинах, чтобы продавать испорченные продукты, и как выбирать товары, чтобы они были свежие

Просрочка в магазине: как не купить испорченные продукты во время отключения света

Как выбирать продукты в магазине во время блекаута / Фото: Getty Images

Бывает, что в супермаркетах прибегают к уловкам, чтобы продать товары, срок годности которых давно истек. Сейчас, когда существует проблема с электроснабжением, а продукты иногда хранятся в неподобающих условиях, вероятность покупки пропавшего товара еще выше. Расскажем, на какие уловки идут в магазинах, чтобы продавать просроченные товары и как не попасть на испорченные продукты во время отключения электроэнергии.

Что такое срок годности

Понятие срок годности подразумевает период, по истечении которого товар становится непригодным к использованию. Производитель обязан установить его на продукты, парфюмерию и косметику, бытовую химию и даже некоторые услуги. Продавать товары, у которых истек срок годности, запрещено законом.

Срок годности устанавливает дату, по которой продукт считается безопасным.

Магазины должны сразу списывать товары, у которых срок годности подходит к концу. Но если заранее снимать с продажи продукт, то магазин теряет деньги. Ведь если срок годности истекает в 00:00 16 декабря, то до 23:59 еще можно продавать товар, что магазин и будет делать. Так просрочка залеживается на прилавках.

Как магазин может продать просрочку

Как не купить просрочку в магазине в период отключения электроэнергии / Фото: Getty Images

Существуют три распространенных ситуации, когда супермаркеты могут продать товар с истекшим сроком годности.

1. Сотрудники оставили просроченный товар на прилавке. Так обычно поступают с не очень дорогими товарами, например, жвачки и шоколад. За сроком годности таких товаров следит мерчендайзер (представитель какого-либо бренда). Он может раз в неделю приехать в магазин, чтобы проверить срок годности продукции бренда.

Получается так, что обязанность за проверкой срока годности продуктов лежит на сотруднике магазина, но он надеется на мерчендайзера, который в свою очередь полагается на добросовестность штатного продавца. Так и остается просрочка в продаже.

Магазины рассчитывают на дешевизну товара, ведь вряд ли покупатель будет возвращаться из-за нескольких десятков рублей и просто выкинет его. Продавец все равно получит прибыль, а если и найдется дотошный потребитель, то вину спишут на мерчендайзера.

2. Производитель не напечатал срок годности на этикетке. Техника может выйти из строя и дать сбой, а срок годности не пропечатается на этикетке. При массовом производстве такое трудно заметить – таким образом товар без срока годности оказывается в магазине.

При поступлении товара сотрудники должны проверить целостность упаковки и наличие на ней срока годности. В действительности работники магазина относятся к этому невнимательно: за день им нужно выложить на полки сотни различных товаров, на которых по-разному указан срок годности. Они могут просто не заметить, что на какой-то упаковке его нет.

3. Магазин переупаковал товар и использовал свою маркировку. Именно маркировка, которую напечатал сам супермаркет, помогает недобросовестным продавцам вводить покупателей в заблуждение.

На маркировке указывается вся информация о товаре, которую нужно знать потребителю: состав, энергетическая ценность, срок годности товара. Свою маркировку магазины должны печатать в двух случаях:

  1. Когда необходимо расфасовать товар. Например, поставщик привез 10 килограммов печенья в одной коробке, а магазину необходимо распределить их по 20 пакетам.
  2. Когда есть свое производство. Например, если в магазине работает своя пекарня или столовая продает готовые блюда.

При напечатывании супермаркетом своей этикетки, его задача – просто взять информацию от производителя и перенести ее слово в слово. Если продавец что-то пропускает, товар можно признать некачественным и опасным.

Как магазины обманывают покупателей при помощи маркировки

Как магазины подделывают срок годности на маркировке продукта / Фото: Getty Images

Существует несколько способов, как можно продавать товары при помощи маркировки.

1. Информацию на этикетке оформляют не по правилам. Например, не указывают сведения о составе продукции. В некоторых случаях это может нести угрозу для жизни: например, у покупателя может быть сильная аллергия на орехи, а он не знал, что они есть в блюде из супермаркета.

Также магазины часто не оставляют на маркировке информацию об условиях хранения, и продукт может испортиться гораздо быстрее.

2. Не печатают срок годности. Логика недобросовестных магазинов проста: когда на маркировке отсутствует срок годности, он становится вечным. А если попадается придирчивый покупатель, который обращает на это внимание, то персонал списывает все на неполадку оборудование, которое печатает этикетки.

3. Дату изготовления заменяют на дату упаковки. Срок годности исчисляется с даты изготовления, а не с даты упаковки или продажи товара. Часто на готовой продукции – салатах, закусках и горячих блюдах, производимых в супермаркете, - дату упаковки ставят вместо даты изготовления, тем самым подменяя понятия.

4. Срок годности продлевают намеренно. Часто на упаковке может быть несколько маркировок: когда срок годности заканчивается, то наклеивают этикетку с новым сроком. И так до тех пор, пока не продадут товар.

Иногда магазин идут на такую хитрость: оборачивают продукт в пищевую пленку и наклеивают на нее этикетку со сроком годности. Когда он истекает, пленку снимают, упаковывают товар заново и наносят новую маркировку с измененной датой. Обычно так поступают с сырами и колбасами.

5. Срок годности умышленно завышают. Обычно магазины так делают по причине того, что у продукта слишком маленький срок годности, а продать нужно все до последнего грамма.

Как не купить просроченный продукт во время блекаута

Как не купить просроченный товар в магазине / Фото: Getty Images

1. Самый безопасный магазин – этот тот, который размещен на одной линии с объектом критической инфраструктуры, где выключений либо не бывает, либо они происходят редко. Также проверьте адрес заведения в графике отключений света. Если рядом нет магазинов, в которых не выключают свет, то найдите тот, где владельцы установили генератор.

2. Покупайте те продукты, которые были изготовлены недавно и как можно меньше хранились в магазине.

  • Избегайте продуктов за полцены, в которых уже заканчивается срок годности. С отключением света значительно выше риск, что эти продукты уже испортились.
  • Обращайте внимание на упаковку. Он должна быть целой и не иметь следов вскрытия.
  • Покупайте продукты с упаковкой от изготовителя, а не те, которые магазин самостоятельно упаковал. То есть лучше купите цельную колбасу, а не готовую нарезку: ведь неизвестно когда ее порезали и был ли чистый нож.
  • Если покупаете готовые продукты, то просите бракеражный журнал – это документ, в котором пишут что и когда приготовили. Его ведет повар.
  • Если приобретаете продукцию без информации на маркировке, то попросите сделать вам копию сведений с упаковки изготовителя. Так у вас хотя бы будет понимание, как хранить товар.

Продукты, которые портятся в первую очередь: охлажденное мясо, готовая еда,вареные колбасные изделия, весовой кисломолочный сыр, молочные продукты, рыба и рыбные продукты, кондитерские изделия (пирожные, торты, муссы).

3. Обращайте внимание на загруженность холодильников. Перегруженное оборудование не способно после обесточивания длительное время удерживать температуру.

4. Как пожаловаться на испорченные продукты. Если вы заметили такие продукты в магазине, то администрация должна либо списать товар, либо утилизировать его. Если вы все-таки уже приобрели его, то имеете право на возвращение денег за него или замену на такой же товар.

Советуем всегда сохранять чек, так как без него вам будет сложно отстоять свое право.

Если в чем-то сомневаетесь, то требуйте у продавца аннотацию производителя: только в ней содержится полностью достоверная информация о товаре. Аннотацию хранит магазин и обязан предоставлять ее покупателям по закону о защите прав потребителей.

Если администрация магазине не реагирует, то обращайтесь в управление Госпродпотребслужбы вашего города или района.

Не пропустите интересное!

Подписывайтесь на наши каналы и читайте новости в удобном формате!

ГЛАВНОЕ ЗА СЕГОДНЯ
Больше новостей