Папа должен так же ухаживать за ребенком, как и мама: интервью о равенстве в семье ко Дню отца
"Захочет – будет ухаживать, не захочет – не будет" – устаревший стереотип отцовства, которым живут украинские семьи. Как должно быть по законам справедливости?

Папа должен так же ухаживать за ребенком, как и мама: интервью о равенстве в семье ко Дню отца
Каждое третье воскресенье июня мир отмечает День отца. Украина присоединилась к этому празднику только в 2019 году.
Отец для каждого из нас – воспитатель, защитник, учитель и друг. На его помощь дети могут рассчитывать всегда. А теплые воспоминания об отце остаются с нами на всю жизнь и дарят поддержку
, – так пишут об отце праздничные открытки к его Дню. А ведь в реальности в современных украинских семьях отцы редко выполняют свои функции по воспитанию и уходу за детьми. В большинстве своем все обязанности автоматически ложатся на плечи матери, на отце – материальное содержание. И это в лучшем случае. Потому что многие из нас своих отцов даже не знают…
В честь Дня отца, состоявшегося в минувшие выходные, МЕТА поздравляет всех отцов с профпраздником и размышляет: какие же функции они выполняют сегодня в Украине и какие должны выполнять в обществе гендерного равенства. Эта тема одна из центральных проблем современного феминизма. Итак, своими мыслями с нами поделилась феминистка и активистка Люся Богдан.
- Почему обязательная мужская мобилизация – одно из последствий неравномерного распределения обязанностей по уходу за детьми;
- как можно законодательно уравнять права и обязанности родителей;
- что такое (не)сознательная "репродуктивная забастовка", которая "убивает" рождаемость;
- и какие преступления совершает ОО "Отец имеет право"
– читайте дальше.

Как вы оцениваете сегодняшнюю ситуацию в Украине с распределением материнских и родительских обязанностей?
Ситуация далека от идеальной. Все еще абсолютное большинство обязанностей по уходу за ребенком выполняется женщинами – матерями, которым нередко помогают бабушки. Накормить, организовать гигиенические процедуры, одеть или проконтролировать этот процесс, перед этим купить одежду, обувь и все другие необходимые для ребенка вещи, постирать, посетить врача, сделать нужные прививки, дать необходимые лекарства, ответить на множество детских вопросов, отвести и забрать из детского сада или из школы, помочь со школьными домашними заданиями, погулять с ребенком, разрешить конфликтные ситуации с одноклассниками и учителями, организовать детские праздники и т.д.
И мужчины считают такое распределение обязанностей совершенно нормальным. Если мужчина хотя бы пойдет погулять с ребенком, пока женщина убирает или готовит – он уже большой молодец, на которого молиться надо. Хотя есть мужчины, которые действительно исполняют родительские обязанности, а не просто номинально числятся отцом. Но это скорее исключения.
И выходит, что исполнение мужем обязанностей по уходу за ребенком – это исключительно его добрая воля. Захочет – будет ухаживать, не захочет – не будет.
И такую ситуацию мы имеем не только вследствие гендерных стереотипов, из-за которых уход за детьми считается "женской" обязанностью, но и вследствие того, что женщины меньше заработывают (в 2021 году гендерный разрыв зарплат в Украине составлял 18,6%).

Война оказывает существенное влияние на эту ситуацию, по вашему мнению?
Очевидно да. Ведь несмотря на то, что многие женщины пошли защищать Украину, иногда оставив детей на отца и бабушек с дедушками, все же значительное большинство защитников – это мужчины. Так что даже если мужчина выполнял какие-то обязанности, после его мобилизации все полностью ложится на женщину. Такая же ситуация будет в случае, если мужчину пока не мобилизовали, но женщина с детьми уехала за границу ради безопасности детей.
Я не считаю, что справедливо было бы и в отношении женщин применять обязательную мобилизацию наравне с мужчинами. Хотя в перспективе так и должно быть, но сейчас то, что обязательной мобилизации подлежат именно мужчины – это не в последнюю очередь следствие неравномерного распределения обязанностей по уходу за детьми. Ведь если мужчина не ухаживал за ребенком от его рождения, он вряд ли сможет качественно предоставить этот уход прямо завтра, когда ребенку 5 или 12 лет. Поэтому сначала нужно добиться хоть какого-нибудь паритета в распределении родительских обязанностей между женщинами и мужчинами, а потом уже поднимать вопросы обязательной мобилизации женщин.
Конечно, это не вина мужчин, когда они вынуждены воевать, оставляя партнерш с детьми. Но мы должны быть благодарны за защиту Украины не только воюющим, но и женщинам, которые ухаживают за своими детьми и немощными членами семьи.
Какие родительские обязанности, на ваш взгляд, должен выполнять мужчина по отношению к ребенку в идеале, если отбросить даже войну? Должно ли это быть закреплено законодательно, нужно ли для этого изменять законы Украины?
Совершенно все. С момента рождения ребенка не должно быть такого, что ребенок ночью плачет, а мужчина просто идет в другую комнату и спит, потому что это не его забота. Или два часа не может поменять ребенку подгузник, и только строчит матери ребенка сообщение, требуя немедленно прибыть и сделать это. И отец должен обрезать ребенку ногти не потому, что мать попросила его это сделать, а потому что сам увидел, что это нужно сделать. Это, кстати, реальные примеры из жизни моей знакомой, хотя не думаю, что они сильно удивят кого-то.
Женщина должна иметь возможность поехать в командировку, и не переживать, что из-за небрежного ухода ребенок останется голодным или даже заболеет. В общем, женщина должна иметь время на профессиональную деятельность и развитие, на досуг и отдых.
Конечно, вряд ли можно прописать законодательно, что, например, мать и отец должны поменять одинаковое количество подгузников в течение месяца или года. Но что может помочь, по моему мнению – это законодательно установленное принудительное распределение отпуска по уходу за ребенком между отцом и матерью, как в Швеции.
Ведь женщины обеспечивают уход за детьми чаще тоже не потому, что это прописано законодательно, а потому что не могут иначе, потому что любят детей и чувствуют личную за них ответственность. И это такая двусторонняя закономерность – забота произрастает из любви и привязанности, но любовь и привязанность, в свою очередь, вырастают из заботы.
Женщины часто чувствуют любовь и ответственность с момента рождения, потому что они уже очень сильно вложились в процессе вынашивания и рождения. Если отец будет заботиться о ребенке от рождения, он тоже будет любить ребенка, и будет заботиться уже не только по долгу, но и по внутренней потребности. А не так, как сейчас, когда мужчина, например, расстается с женщиной, и одновременно вычеркивает из своей жизни общих детей – он ведь о них не заботился, соответственно, не имеет к ним никаких чувств.
Хочу отметить, что принудительное распределение отпуска по уходу за ребенком – это не принуждение мужчин к "декрету". Но в Швеции неиспользованная часть такого отпуска просто "сгорает". То есть это не принуждение, а поощрение.

Есть ли на эту тему другие взгляды в феминизме в целом?
Конечно, есть. Например, культурный феминизм говорит нам, что женщины якобы действительно от природы более склонны к заботе, и что материнство – это сила, а не уязвимость, а мужчин надо отстранить от воспитания детей, потому что они для них представляют опасность. Такие идеи могут звучать привлекательно в ситуации, когда женщина ничего не может изменить. Но я считаю, что это консервирование гендерного неравенства по поводу родительских обязанностей, самоутешение от бессилия, а не выход.
Социалистический феминизм базировался на том, что уход за детьми нужно обобществить и таким образом разгрузить родителей. Что ж, действительно, ясли, детские сады, летние детские лагеря действительно дают возможность женщинам работать и отдыхать. И мы ни в коем случае не должны от этого отказываться. Напротив, думаю, государство должно создавать инфраструктуру максимально благоприятную для детей и людей с детьми. Ведь дети – это действительно наше будущее, каким бы затертым ни было это изречение. Однако социалистический феминизм не уволил женщин от материнских обязанностей, а лишь обеспечил их вовлеченность в экономику, но проблему вовлечения мужчин в уход за детьми не решил. Хотя я знаю женщин, которые на мужчин уже и не надеются, а мечтают о социальных работниках и работницах, которые будут приходить и подменять матерей хотя бы на время.
А есть, например, феминистическое политическое движение чайлдфри. Слово "политический" здесь означает, что женщины отказываются от деторождения не потому, что просто не хотят иметь детей, а потому, что считают сложившуюся ситуацию категорически неприемлемой для того, чтобы рожать и растить ребенка. И это может относиться и к финансово-экономическому положению женщины. И тот факт, что женщина не может быть уверена в том, что отец ребенка тоже будет заботиться о ребенке наравне с ней. Это, по сути, репродуктивная забастовка:
Мы не будем рожать, пока не будут такие условия, в которых деторождение не будет означать для женщины поставить крест на своей жизни на многие годы
Не обязательно женщина именно так это формулирует, сознательно поддерживая репродуктивную забастовку, но результат тот же – снижение рождаемости. Женщины либо совсем отказываются от рождения детей, либо ограничиваются одним ребенком. Итак, если мужчины хотят, чтобы женщины рожали от них детей – им следует пересмотреть свой подход к родительским обязанностям. И если общество заинтересовано в улучшении демографической ситуации, оно должно всячески способствовать вовлечению пап в уход за детьми, а не откупаться от женщин денежными подачками.
Что фактически для вас было бы показателем идеального равенства прав женщин и мужчин в семейной жизни в нашем обществе?
Для меня маркером реального равенства была бы статистика использования отпуска по уходу за ребенком: когда мужчины брали бы этот отпуск так же часто, как женщины, и на такой же срок.
А еще – статистика по поводу того, с кем из родителей остается проживать ребенок после развода, когда дети будут оставаться с отцом так же часто, как и с матерью. При этом женщина не будет испытывать общественное осуждение как "плохая мать" и не будет беспокоиться о безопасности ребенка, а будет иметь уверенность, что папа позаботится о ребенке не хуже, чем это сделала бы она.
Однако здесь у меня есть два замечания. Первое – считаю, в Украине нужно чаще применять практику совместной опеки отца и матери, то есть с очередным проживанием ребенка по месту жительства каждого из родителей по соответствующему графику. Иначе просто вся тяжесть ухода за ребенком фактически полагается на того родителя, с кем остается ребенок. Такой подход отвечает как международным нормам, так и положениям национального законодательства. Но на практике сейчас даже не знаю, применяется ли этот подход хоть иногда, ведь он предполагает определенный уровень сознания и ответственности обоих родителей. Но на перспективу, думаю, нам нужно это обязательно иметь в виду.
Второе замечание – очень болезненная проблема под названием "Отец имеет право". Это общественная организация, которая помогает родителям "возвращать" своих детей – забирать их у бывших жен после развода, используя как манипуляции с законом, так и откровенно незаконные методы (такие, как похищение детей, например, на улицах или из детсадов). Это не желание воспитывать ребенка, а ненависть и месть бывшим женам, где ребенок используется в качестве инструмента этой мести. Эта позорная ситуация издевательств над женщинами и детьми продолжается уже годами. При этом полиция и суды ничем не могут помочь женщинам и их детям из-за пробела в законодательстве – фактическое похищение ребенка отцом юридически не считается преступлением. Это возмутительная ситуация, которая должна быть немедленно исправлена.
Не пропустите интересное!
Подписывайтесь на наши каналы и читайте новости в удобном формате!