Удача отворачивается от Илона Маска, и он этим заметно встревожен – Business Insider
Американское издание проанализировало эмоциональную и финансовую ситуацию в мире эксцентричного миллиардера

Удача отворачивается от Маска – Business Insider/Фото: Slaven Vlasic/Getty Images
Богатейший человек в мире, Илон Маск, переживает сейчас откровенно не лучшие времена. Его противоречивые заявления критикуют со всех сторон, но это не самая большая проблема миллиардера. Кажется, последние "гениальные" шаги в бизнесе загоняют его едва ли не в самую большую беду в карьере. Это не первый раз, но, кажется, на этот раз удача Маску не поможет. В издании Business Insider проанализировали, почему эксцентричный миллиардер оказался на краю пропасти... а может уже и летит в нее.
Детали
В "золотую эпоху" Маска, которая продолжалась с 2019 по 2022 год казалось, что все за что не берется этот человек, сколь бы рискованной ни была инвестиция, обязательно окупится. Успех Tesla и SpaceX сделал его мировым любимцем и он даже стал человеком года по версии Time в 2021 году.
Этот период, видимо, сделал Маска слишком самоуверенным, что подтолкнуло его к новым рискованным инвестициям и каскаду решений, угрожающих сейчас его финансовой (и имиджевой) империи. Маску приходится бороться с более чем 13 миллиардами долларов долга, которые все еще тяготят стремительно тонущий Twitter, доходы Tesla сокращаются из-за отсутствия спроса и новых продуктов.
В Business Insider отмечают, что поведение Маска сейчас говорит о том, что он понимает, что попал в затруднение, созданное им самим. Это случалось и раньше, в том числе в 2018 году, когда он чуть не провалился с Tesla. Возможно, он найдет способ отвлечь беду снова, поэтому вспомним, как он разобрался с предыдущей.
В 2018 году Маск сделал ставку на будущее Tesla на Model 3. С предполагаемой стартовой ценой в 30 000 долларов автомобиль должен был сделать электромобили доступными для среднестатистических водителей. Но инвесторы Tesla становились все более беспокойными, поскольку модель оказалась в ловушке, которую Маск назвал "производственным адом". Болезненные вопросы экспертов он отвергал, а инвесторов, скептически относившихся к ситуации, он буквально умолял продать акции Tesla, показывая свою уверенность.
Приблизительно в это время Маск также стал более активным в Twitter. Он использовал платформу, чтобы жаловаться на средства массовой информации, атаковать инвесторов, делающих ставки против акций Tesla. Компания была, как позже признался Маск, "на грани смерти", а летний "производственный ад" должен был превратиться в осенний "логистический ад".
Спасением Tesla стал Китай. В 2019 году, когда руководители убегали из Tesla, а компания продолжала сливать деньги, Маск заключил соглашение о строительстве завода в Шанхае. От получения разрешения до строительства и открытия Шанхайская гигафабрика была построена всего за 168 рабочих дней. Скептически настроенные наблюдатели были поражены.
Без Китая Tesla окончательно не превратилась бы в "настоящую автомобильную компанию", по словам самого Маска. После этого он успокоился и сосредоточился на других проектах, таких как Starlink. После такого урока многие бизнесмены стали бы вести себя осторожнее, но как мы видим по истории с Twitter, Маск пошел другим путем.
В начале 2022 года Маск решил, что у него есть власть самостоятельно "исправить" всю концепцию свободы слова. И учитывая то, что он безнадежно зависим от лести, получаемой от пользователей Twitter, он решил начать с этого.
Маск начал наращивать долю в Twitter в начале 2022 года, а затем предложил его купить. После предложения космической цены, правление соцсети просто не могло отказать. Консорциум банков во главе с Morgan Stanley одолжил Маску значительную часть денег. Затем миллиардер попытался отказаться от сделки, но суд решил, что уже поздно, и Маску пришлось купить Twitter.
Вскоре после завершения соглашения Маск исчерпал все идеи, чтобы сменить платформу, и остался с взбешенными бывшими сотрудниками, скептически настроенными рекламодателями, ужасным новым именем и огромной кучей долгов перед Уолл-стрит. Сегодня некоторые аналитики, такие как Вики Брайан, генеральный директор исследовательской фирмы Bond Angle, подозревают, что Twitter тратит гораздо больше, чем он может генерировать или одалживать.
Из-за того, как работает Маск, проблемы компании социальных медиа представляют угрозу всей его бизнес-империи. Несмотря на то, что он самый богатый человек в мире, он не получает зарплату от Tesla и практически не имеет денег, как таковых, и хотя ему принадлежит около 20% производителя электромобилей, публичные документы, представленные в марте, показывают, что около 63% этих акций "заложены для обеспечения определенной личной задолженности".
Вот почему использование акций Tesla для получения денег все время становится неприятным. Если акции Tesla падают ниже определенного уровня, банки могут отозвать эти личные ссуды. А если Маск решит продать акции, чтобы получить реальные деньги, инвесторы не оценят это хорошо и акции Tesla полетят вниз. И, конечно, ему нужно убедиться, что он все еще держит все акции Tesla, которые он заставил банкам. Однако, кажется, закрыть финансовую дыру Twitter проще всего именно такой продажей акций.
Иногда, когда дела обстоят очень плохо, Маск занимает деньги у SpaceX — частной компании, потерявшей 1,5 миллиарда долларов в 2021 и 2022 годах. Он одолжил у компании 1 миллиард долларов, когда купил Twitter, и вернул ссуду в течение месяца, но для этого пришлось продать акции Tesla на 4 миллиарда долларов.
К тому же проблемы с Twitter постигли Маска в худшее время. Десятилетиями он работал в спокойной экономике, где процентные ставки были близки к нулю. Но Маск начал покупать Twitter именно тогда, когда центральные банки по всему миру начали повышать ставки, пытаясь побороть инфляцию. Это означает, что расходы на обслуживание его долга становятся более дорогими, поэтому ему становится труднее получить новые кредиты.
Перспективы для бизнеса Tesla тоже не очень помогают ему. Доля компании на рынке электромобилей упала из-за того, что у него появились конкуренты. Новые участники рынка побуждали Маска начать снижать цены на свои автомобили в начале 2023 года, и в результате прибыльность Tesla находится под серьезным давлением. Компания планирует расширить свои производственные мощности, но не планирует обновлять стареющий парк транспортных средств. Если, конечно, не считать Cybertuck.
Эксперты по управлению рискованными активами считают, что сейчас Маск будет выкачивать деньги с Tesla всеми возможными и невозможными способами, но неизвестно, сколько времени он сможет это делать. По словам Вики Брайан, для решения кредитных проблем Twitter необходима реструктуризация, то есть банкротство. Кредиторы Маска, вероятно, свирепствуют, ведь их ждут миллиардные потери.
Ранее мы писали, что Белый дом осудил Илона Маска за распространение "отвратительной" антисемитской лжи.
Не пропустите интересное!
Подписывайтесь на наши каналы и читайте новости в удобном формате!