ua ru
Пожалуйста, заполните это поле
1

"Софийка улыбалась – а через несколько минут лежала": разговор с матерью, ребенка которой убила рф

Война в Украине 21:25 - 13 июня 2025

"Она бы сказала с неба, что любит всех обнимает", – мама Софийки Голинской, которую в 6 лет убила рф

"Софийка улыбалась – а через несколько минут лежала": разговор с матерью, ребенка которой убила рф

"Софийка улыбалась – а через несколько минут лежала": разговор с матерью, ребенка которой убила рф

"І Джавеліни, і байрактари за Україну б’ють русню. І скоро зовсім русні не буде, А буде мир на всій Землі!". Так, возможно и не понимая значения всех жестоких слов, пела 6-летняя девочка Софийка Голинская. Будучи еще совсем маленькой милой крохой, она протестовала против войны. А мечтала не о велосипеде или барби, а, чтобы все люди любили и уважали друг друга… Идет 11-й год войны, ее папа – на войне, русня все есть и есть, а Софийки нет: ее убила россия.

В Чернигове. В парке. На летней сцене у Драмтеатра обломком ракеты. Когда она играла с другими детьми… 19 августа 2023 года.

Вообще за ее 6 лет жизни я не могу вспомнить ее, когда у нее было грустное настроение. Только, наверное, тогда, когда она болела, потому что была огорчена тем, что не может посещать садик. Она скучала по своим друзьям…

Всегда даже как-то спешила. Я ей говорю: Софийка, не спеши, мы все успеем, мы туда еще поедем, не спеши… Нет, нужно уехать, я хочу туда, хочу путешествовать…

– вспоминает Ольга Голинская – мама Софийки.

Россия убила 669 детей: как нам их помнить?

По информации Офиса верховного комиссара ООН по правам человека, на март 2025 официально в Украине зафиксировано 669 убитых россией детей. Еще – 1 833 раненых. Но это только официально…

Недавно Украина отмечала День памяти детей, погибших в результате вооруженной агрессии РФ против Украины. Но голоса всех убитых россией детей должны звучать не только 1 день в году и не только в Украине. Именно мы с вами имеем и можем всеми дать им голоса, честь, поддержку родителям.

Я сама переживала потерю близкого человека, поэтому среди других трудных тем о войне беру на себя именно такие... Именно разговоры мне помогали переводить горе в светлую тоску и память. Но по потере ребенка все вопросы кажутся бессмысленными и жестокими. Как я могу спросить у матери убитого ребенка: как вам пришлось пережить горе? Я хоть сама и чайлдфри, но даже мне кажется, что такие потери не переживаются …

Пытаюсь спросить совета у психологов: как мне в статье можно раскрыть эту тему, чтобы вы посоветовали родителям в таком горе и вообще общество должно помнить. Один за другим все отказываются, говорят: тема слишком тяжелая – не берусь комментировать. Мы все уже разбиты этой войной и отчасти беспомощны, стараемся как-то уберечься, чтобы не сойти хотя бы с ума. В качестве последней надежды на совет и поддержку обращаюсь к другу:

В последнее время сложно брать на себя ответственность "проповедника", который должен рассказывать обществу, как себя вести и реагировать. Особенно такие трагедии, как потеря ребенка. Здесь кроме выдержки проявлений боли и создания максимально поддерживающего пространства с возможностями переключить внимание тех, кто в скорби, на что-то полезное – я мало что вижу. Комментировать действительно не осмелюсь.

Тебе скажу только, что путь этих страданий, через которые проходит человек, трудно наполнить смыслами. А если страдание не наполнится смыслом – оно скорее разрушает изнутри. Кое-кто пытается прожить жизнь так, как бы мог прожить тот человек, которого уже нет – во имя этого человека в память об этом человеке

– психотерапевт Автандил-Сандро Коходзе, работет в реабилитации военных и их семей.

Но есть в Украине и настоящие героини. Натыкаясь на свои сверхчувствительность и тревожность и отказ авторитетных экспертов, думаю, может, и не брать на себя такую трудную тему и лишний раз не шевелить горе родителям. Но потом задумываюсь: нет, мы должны говорить, поддерживать и чтить память – это нужно для добра и справедливости. Со страхом пишу маме погибшей девочки – и она соглашается на интервью. Вот она мне искренне и смело рассказала, как нам чтить память о Софийке, чтобы хоть на капельку облегчить горе и продлить жизнь.

Что для вас означает память о вашем ребенке? Как мы, как общество, можем почтить память о ней и поддержать вас?

Когда о ней пишут, публикуют сообщения, статьи – это и есть для меня память о моем ребенке. Ведь пока о ней говорят, до этого она и будет жить.

Чествование памяти от общества – для меня это, наверное, называться площадкой или сквером Софии Голинской, или создание мурала на здании с ее изображением в вышиванке как образа ребенка Украины – украиночки маленькой.

Какое почтение памяти вам хотелось бы получить от Украины и мира?

Считаю, что это должна быть установленная стелла с ее изображением. Насколько мне известно, что во многих городах, где погибли дети, были установлены памятные стелы с изображением погибших в трагический день. А Софийка, когда погибла – до сих пор там на сцене ничего нет.

Верите ли вы в Бога? Есть теория, что быстрее всего он забирает лучших, потому что этот мир слишком жесток для жизни.

Верю. Верю и всегда верила.

Мир действительно стал очень жестоким. Сейчас мы живем в очень сложное время войны.

Но я не должен осуждать действия Бога. Я только должен согласиться с его решением. Потому что верю в то, что он забирает лучших. И потеря Софийки произошла в такой большой день… Это был Спасение Господне – церковный праздник, Яблочный Спас.

Но с другой стороны, я понимаю, что потеря Софийки – не решение Бога. Это – война. Это русская убила ее. Если бы не было войны, то не только моя Софийка, а все детки, все люди, гражданские, военные – все бы жили свою прекрасную жизнь.

Прошло почти 2 года от гибели Софийки – боль утраты как-то меняется с течением времени?

На сегодняшний день боль утраты моей Софийки с одной стороны вроде бы и уменьшается. А с другой – иногда чувствую, что он еще больше обостряется. Упоминаются самые приятные моменты, и мне ее очень не хватает: не хватает тактильности, объятий, не услышать ее голос. Со временем только острее появляются определенные вещи, которые я не могу объяснить простыми словами.

Мне тяжело, и я пытаюсь справиться со своей болью. Но дело в том, что образовавшаяся после трагической гибели Софийки пустота постоянно расширяется.

Упоминаются определенные моменты того дня, который мне тяжело пережить.

Я не могу воспринять то, что это произошло через несколько минут. Вот Софийка была, Софийка улыбалась, а через несколько минут она уже лежала на сцене.

Но я пытаюсь компенсировать ее другими делами и действиями сейчас.

Мужчина чувствует себя лучше, чем я, потому что, пожалуй, мужчина и по-другому чувствует эту боль. Ведь женщины настолько связаны с ребенком из-за всего этого процесса, когда ты носишь ребенка под сердцем, рожаешь, ребенок навсегда связан с тобой.

Может ли в нашей статье зазвучать голос Софийки?

Из-за ее песен или рассказов. Ей нравилось записывать видео, где она рассказывала, что она делает, где находится, что ей нравится.

Что в первую очередь упоминается, когда думаете о Софийке, что было определяющей чертой ее личности?

Честно говоря, Софийка настолько была веселой девочкой – она во всем пыталась искать позитив и радостные моменты. Всегда: где бы мы ни были, куда бы мы ни поехали. Очень редко у нее могло быть плохое настроение.

Только когда болела. Все время мне проговаривала: мамочка, когда я уже пойду к деткам, я уже за ними соскучилась, когда я перестану болеть. Даже были моменты, когда я видела, что по состоянию здоровья она плохо себя чувствует, но мне говорила, что прекрасно чувствует себя, у нее ничего не болит, она хочет уже идти в коллектив.

В другое время она никогда не сидела на месте. Ее жизнь – это было постоянное движение вперед. Вперед к чему-то новому, интересному, неизведанному. Все время она чем интересовалась.

Она всегда была в гармонии с природой.

Мне всегда было интересно слушать какие-то ее истории о космосе, планетах. Сочиняла что-то новенькое, была в роли учительницы, что-то рисовала, планеты, давала им названия, расклеивала на стене. И потом мне все это рассказывала, и такая была серьезная, как учительница.

Мне вспоминается все время, что Софийка радовалась каждому мгновению своей жизни. Каждой. Каждому моменту. Именно этим она мне и запомнилась. И всем моим знакомым, друзьям, коллегам. Все, кто знал Софийку, видели в ней эту веселую девочку. Девочка-сонях, щебетушка, такая радостная.

Наверное, отличительной чертой ее личности было все же лидерство. И я это замечала и не только я. Мне не раз говорили воспитатели, что она себя показывает лидером. И если она видела более сильных детей, она как-то доминировала – и делала все так, чтобы именно ее заметили.

Даже помню, однажды мне воспитательница сказала: мне очень интересно, кто из этой девочки вырастет. Хотя к тому времени, я помню, она была еще маленькая, где-то 2-2,5 годика. Она единственная тогда в группе, хорошо общалась, рассказывала стихи на целую страницу. И персоналу садика очень было интересно, кто из нее вырастет, что это будет за известный человек.

Какой момент из жизни Софийки вам особенно дорого и тепло сегодня вспоминать?

Очень тепло мне вспоминается наш отдых – последний отдых Софийкин. Это когда летом, в июле 23-го, у меня был отпуск – и мы с ним поехали путешествовать. Остановились во Львове на неделю.

Мы гуляли, были на площади, и Софийка не побоялась, когда предложили спеть гимн Украины. Она подошла туда и говорит: я хочу спеть. Очень много было людей. Я видела по ней, что она не стеснялась.

И этого ее никто не заставлял. Никогда такого не было, чтобы я говорила: да, Софийка, нужно что-то выучить, нужно идти, нужно что-то показать, спеть, станцевать. Нет, я всегда ей давала право выбора.

Для меня это сейчас действительно дорого и тепло сегодня вспоминать, что нам тогда было хорошо в моменте, когда мы случайно были на площади и Софийка спела гимн. Все аплодировали, все, кто присутствовал – все были в восторге, что такая маленькая девочка так себя ведет достойно.

Могу ли я спросить вас: что вам помогает жить дальше? Есть ли люди или вещи, ставшие для вас опорой в это сложное время?

Жить дальше мне помогает, конечно, моя работа. Я отвлекаюсь, а также сейчас активно занимаюсь благотворительностью.

Мы с мужем навещаем детские дома, получаем там положительные эмоции. Это нас отвлекает от обыденности, от плохого настроения, чтобы не вспоминать трагический день. Потому что, когда приезжаешь к деткам – видишь их улыбки. Детки в домах беззащитны, они нуждаются в любви, тепле, объятиях. Я могу это сейчас им дать. Я открытый, тактильный человек и мне приятно дарить детям свое тепло. Они хотят тебя обнять. И ты хочешь их обнять, потому что понимаешь, что тебе не хватает ребенка.

Опорой для нас есть люди, которые разделяют с нами наши интересы и предпочтения. Это, конечно, отвлекает и помогает каждый день, шаг за шагом, жить дальше, лечить свою душу.

Чтобы вы могли посоветовать людям, которые сталкиваются с таким страшным горем, как вы сегодня?

Я бы посоветовала не сильно зацикливаться на своей травме. Понимаю, что это тяжело.

Как мама, потерявшая единственного ребенка, могу посоветовать – пытаться отвлечься чем-либо. Если не хочешь общения – то займись чем-нибудь. Рисуй картины, попробуй вязать или вышивать, или плести браслеты.

Затем их можно продавать через аукционы – на нужды военным. Или заниматься волонтерством. Уехать, например, в тот же центр поддержки военных. Возможно, там нужно закупить какие-нибудь лекарства или приготовить есть.

Вообще учитывая, какая потеря. Перед тем, как что-то советовать, нужно разобраться, какая ситуация и насколько близок был человек. Если это ребенок – совсем другое. Если это любимый человек, или родители, или родные, братья, сестры – это тоже совсем другое. И нельзя конкретно что-нибудь посоветовать, потому что каждая потеря проживается по-другому.

Боль утраты ребенка – не такая, которая лечится за несколько лет. Может пройти и 10, и 20 лет перед тем, как ты поймешь, что тебе легче.

Даже я не знаю, сколько мне нужно времени – и когда настанет тот день, когда я буду собрана вместе и всех пазлов будет хватать в моей картине жизни.

Как вы думаете, чтобы Софийка нам, украинцам, хотела бы сейчас сказать с неба?

Самое главное для Софийки – это была ее семья. Софийка всегда любила собираться семейным кругом и всегда говорила, что самое главное, чтобы все были живы и здоровы. Она гордилась своей семьей. Дарить людям радость, искренность, улыбку. Для нее это было определяющим элементом.

Если бы она действительно могла сказать, то я думаю, что именно такой месседж от нее прозвучал бы для всех людей на земле. Любите друг друга. Уважайте друг друга. Сохраните в себе тепло. Беречь любовь и не делать больно. Она бы сказала с неба, что она любит и всех обнимает.

Когда Софийку спросили: если бы у тебя была волшебная палочка, что бы ты пожелала? Она пожелала, чтобы кончилась война, и чтобы все были живы и здоровы.

Источник: МЕТА новости

Не пропустите интересное!

Подписывайтесь на наши каналы и читайте новости в удобном формате!

Главное за сегодня
Больше новостей