Роль на 30 миллионов долларов. 17 мыслей после просмотра "Ф1"
Брэд Питт доволен рекордным гонораром. А зритель лентой?

Роль на 30 миллионов долларов. 17 мыслей после просмотра "Ф1"/Фото: Getty Images
Если проводить аналогии с Формулой-1, то вступление к любому тексту – это квалификация. Здесь я, как автор, не гарантирую себе вообще ничего, но могу существенно повысить свои шансы на удачный финиш, а вы, как читатели, получаете тизер того, чего ожидать в гонке позже. Что ж, тогда начну с козырей: действующим пилотам Ф1 лента понравилась. Ее показали лучшим гонщикам мира перед гран-при Монако, то есть целый месяц назад – раньше, чем даже критикам. Все комментировали свой просмотр плюс-минус одинаково, использовали почти тождественные словосочетания, поэтому были причины предполагать, что пилотам просто запретили говорить плохо о фильме. Мы догадываемся, откуда растут ноги, но все же жаль: хотелось бы знать искреннее мнение тех, кто видит гонки на машинах прямо оттуда, с трассы, а не только с экранов телевизоров. Однако авторы не хотели рисковать. И их можно понять: было бы очень обидно, если бы фильм с бюджетом в 300 миллионов долларов провалился из-за единственного негативного комментария кого-то из топ-пилотов.
Посмотрел то, во что было инвестировано столько миллионов, и готов поделиться с вами своими впечатлениями. Делать это буду в основной части со спойлерами, а вот в «Стоит ли смотреть?» – без единого. Ф1 стабильно, прямо каждую гонку, смотрю только начиная с этого сезона, поэтому придираться к реалистичности не буду: в кино шел смотреть художественное кино, а не документалку.
1. Завязка фильма очень торопится, аж бежит. Буквально за 7-8 минут добегает до того, что наш главный герой становится пилотом Ф1. Сначала спрашиваешь себя: а зачем так быстро? А потом понимаешь: все от нетерпения. «Ф1» как маленький ребенок, который пришел из школы и хочет как можно быстрее рассказать своим родителям обо всем, что там произошло. А там – целых несколько уроков, почти столько же перемен, одноклассники, учителя и так далее. Столько всего нужно успеть рассказать, пока не забылось и не пришло время садиться делать домашнюю работу! Потому этот ребенок, мальчик или девочка, сбрасывает обувь прямо на пороге и вбегает в комнату. Он хочет перейти к самому важному как можно скорее. То же самое с лентой. В ней целых 2.5 часа материала для основной истории, так зачем тратить время на длинную экспозицию? Снял обувь – и беги рассказывать, как одноклассник Коля отбивался от девочек в перерыве между математикой и физкультурой.
2. Лента метко шутит. Это не комедия, потому что концентрация смешного невысока, однако каждая попытка развеселить – удачная. Возможно, не до слез, но до простого такого «гы» шепотом и улыбки – часто. Потому что шутки выверены. Все – слуховые, то есть смешные от того, что и в какой момент говорит актер. И каждый раз это что-то такое, что может выдать и каждый из нас в жизни. Да, герои ленты делают это на более стабильной основе, но я вполне могу представить, что существуют такие люди, которые всегда отвечают остроумно сразу, а не только ближе к ночи в постели понимают, что стоило сказать. «Ф1» шутит буднично – но всегда остро и красиво.
3. Во время просмотра действительно становится интересно, какой будет победа. Потому что это история героя – это понятно. Поэтому победит либо он, либо его напарник. Других вариантов просто нет. Однако если зритель знает ЧТО, то удиви его КАК. В этой ленте самый аутсайдерский аутсайдер в истории. По крайней мере, на первый взгляд. Потому что все плохо и на всех уровнях. Команда Ф1 имеет не только машину, которая медленно едет, но и пару гонщиков, которые тебе ничего не гарантируют, отчаявшегося владельца, совет директоров, члены которого не разбираются в спорте, менеджера, который живет прошлым, здесь даже шины быстро менять не умеют! А потом, когда становится немного лучше, еще и появляется «крыса» внутри. Это не то чтобы плохая стартовая позиция — просто ужасная. Особенно когда речь идет о спорте, где успех из ничего почти невозможен. Поэтому и становится интересно, каким именно образом лента приведет команду-неудачницу к победе. Это уже, знаете, спортивный интерес: ты будешь смотреть до конца хотя бы ради того, чтобы понять, как это произойдет.
4. Брэд Питт в роли опытного пилота – это шикарно. Приятно, когда звезду берут не для привлечения внимания, а чтобы она играла. Потому что здесь есть что играть. Сонни, главный герой, роль которого исполняет Питт, здесь не только гонщик, но и человек. Имеет собственные ценности, собственную мотивацию, собственную жизненную философию. Вот пишу это и понимаю: здесь он гораздо больше человек, чем гонщик. Потому что гонщик Сонни только на трассе и, возможно, во время подготовки к гран-при, но во все остальное время – нет. Он ищет ответы и переживает из-за прошлого. В этой сцене Питт играет участника гонок, в той – хорошего товарища, здесь – человека со своими демонами в душе, там – азартного игрока. Иногда успевает исполнять пару «ролей» одновременно. Сценарий дает одному из главных актеров современности поиграть, показать много эмоций – и он это делает, он их дает. Брэд Питт выглядит здесь органично с первых и до последних минут. Не знаю, писалась ли эта роль конкретно под него, но даже если да – свои 30 миллионов долларов, рекордный в карьере гонорар, он точно отработал на максимум.
5. Иногда реплики персонажей настолько острые и точные, что хочется просто аплодировать. Потому что как будто говорит что-то такое очевидное для ситуации – но хорошо. Как будто делает все искренне – но получается еще и немного пафосно, как и нужно в кинематографе. Как будто и есть немного пафоса, но недостаточно, чтобы зритель перестал верить в подлинность истории. На мой взгляд, диалоги в «Ф1» – эталонные. Лучше уже некуда. Они движут сюжет, они раскрывают героев, они создают атмосферу и так далее. Персонажи много говорят, а ты хочешь, чтобы говорили еще, потому что это как твои лучшие разговоры в жизни – только не 10-20 минут, а более 150 минут хронометража. Здесь нет обмена фразами для того, чтобы убить время. Каждый разговор – важен, ценен и интересен. Как будто главное в фильме должно происходить на трассе, но нет – это происходит там, где герои разговаривают друг с другом. Кто-то боялся перед просмотром, что лента будет неинтересной в промежутках между гран-при – а я в какой-то момент волновался, что гран-при не удержат планку, заданную беседами.
6. За Сонни хочется болеть. Потому что каждый из нас – в каком-то смысле этот Сонни. Когда-то проиграл. Чего-то боится. Имеет характер, который многим не нравится. Хочет делать то, что нравится. Такому герою легко сопереживать. А здесь еще и вмешиваются дополнительные факторы, такие как личная мотивация Сонни (идея важнее денег) и шанс на восстановление справедливости (мог стать легендой когда-то, но просто не повезло). Когда ты, как сценарист, настолько помогаешь зрителю полюбить героя, есть риск сделать его слишком идеализированным. А к такому трудно проявлять эмпатию, потому что никто из нас не идеален. Поэтому Сонни – азартный игрок, который проигрывает. И немного эгоист. Дерзкий и самоуверенный. Стало быть, неидеальный. Обычный человек с талантом. За Сонни легко начать болеть. Даже если бы роль исполнял не Питт, эффект, я уверен, был бы таким же. Потому что он хороший персонаж.
7. Этот фильм не только о гонках. Здесь охвачены, помимо прочего, еще и вообще все аспекты рабочей жизни пилота Ф1. Показали тренировки. Показали общение с прессой и работу на камеру. Показали взаимодействие с командой, которая состоит не только из менеджера, стратега и коллеги за рулем второго болида – а вообще из всех, кто имеет отношение к коллективу. Лента «Ф1» даже не напоминает, а говорит тебе прямо в лоб, что пилот в этом виде спорта работает не только во время гонки в воскресенье. Зритель часто забывает или вообще не осознает, как много работы выполняется, чтобы гонщик даже просто пересек финишную черту. Теперь осознает. Теперь не забудет.
8. Из-за акцента на аварии Сонни в прошлом ты понимаешь, что будет новая – также крупная. Точно-точно, никаких вариантов. Вопрос только в том, когда. Однако тебя все равно удивляют – и в беду попадает не Сонни, а Джошуа, второй пилот команды. И как же качественно лента отрабатывает в ключевые для себя моменты! Например, здесь выключает звук и акцентирует внимание на Сонни, который бежит спасать своего на тот момент еще не товарища – просто коллегу. Потому что видит в нем себя. И фильм делает это каждый раз. Каждая ключевая для ленты сцена – это что-то для учебников. Знакомство пары пилотов команды – туда, авария Джошуа – туда, разборки между гонщиками в белом коридоре – туда же, разговор президента и Сонни в больнице после его аварии – все туда. И это я еще до последней трети ленты не дошел. И главная ценность в том, что ни одна из этих сцен тебя не удивляет. Ты плюс-минус ожидал увидеть каждую. Но каждый раз получается так, что фильм показывает тебе ее такой, какой ты и хотел ее видеть. Каждый. Раз.
9. Персонаж Питта настолько крутой, что после просмотра тоже захотелось носить с собой колоду карт. Сонни носит ее по двум причинам. Во-первых, потому что он игрок. Не только в азартные игры, но и вообще во всех аспектах своей жизни: принимает вызовы, идет ва-банк, побеждает и уступает. Карты – напоминание об этом. Во-вторых, колода – это его «мостик» между гонками и всем остальным. Он берет с собой в болид только карты, это единственный предмет, который с ним и здесь, и там. Поэтому это работает как напоминание: Сонни помнит, что он не только пилот и что за пределами трассы существует жизнь. Именно поэтому персонаж в гонке, когда колода не оказывается в кармане, хорошо едет, но вылетает с трассы: потому что он в болиде был только гонщиком, не думал ни о чем, кроме гонки, потерял тот самый «мостик» между реальной жизнью и «жизнью» на трассе. Это очень крутая деталь, и это именно то, чего часто не хватает спортивным драмам, которые показывают матчи и тренировки – но о философии спортсменов только говорят. «Ф1» почти не говорит, ей не приходится, потому что у нее есть колода карт.
Настолько удачный элемент, что хочется иметь при себе всегда такой же. И это совсем детская эмоция, детский восторг, потому что именно в детстве мы все хотели себе что-то такое, что увидели у кого-то другого – и начали считать крутым. Потом мы все это переросли и поняли, что не вещи делают человека крутым, а люди делают такими вещи... А потом я пришел на «Ф1» и обо всем этом забыл. Следующие неделю-две буду ходить с мыслью «а не приобрести ли себе тоже колоду карт?». Надеюсь, потом отпустит.
10. Мне страшно представить, сколько раз Сонни уволили бы в настоящей Ф1. Давайте начистоту: фильм во время гонок отказывается от реалистичности ради истории. Если бы это не окупалось, можно было бы критиковать. Но оно того стоит. Например, у нас здесь можно заменить пилота прямо перед гонкой. Но главная условность – это реакция на поведение Сонни. Даже команда в абсолютном отчаянии уволила бы его после первой гонки. Там из-за Сонни ни один из болидов не финишировал. Здесь из-за него пошатнулся авторитет менеджера. А еще – штрафы за нарушения. Никто бы не хотел видеть Сонни в Ф1, разве что несколько отчаянных болельщиков, которые соскучились по авариям, завершающим карьеры топ-пилотов. Особенно его не хотели бы видеть боссы команды, потому что даже самый быстрый пилот – плохой, если не умеет сотрудничать с остальным коллективом. Ну, вы поняли: художественного достаточно. Хэмилтон, действующий пилот-рекордсмен Ф1, был одним из продюсеров ленты – думаю, вырвал на себе немало волос, когда читал сценарий…
11. Первые полтора часа фильм не дает времени ни то что проанализировать – даже просто обдумать увиденное на экране. Темп бешеный. Я не успевал делать заметки, а я вообще-то во время просмотра буквально по 2-3 слова пишу о чем-то важном – и все равно был вынужден оставлять слова оборванными посередине. Диалог, гонка, диалог, диалог, гонка, диалог... И все – важное, быстрое, динамичное. Пожалуй, фильм про Ф1 и должен так гнать, выжимать максимум из возможной скорости. Но это все равно приятно удивляет, ведь не брать пауз вообще столько времени – это мастерски. Я знаю, некоторые люди с проблемой внимания в кинотеатре часто отвлекаются на сообщения на телефоне, однако здесь, у меня есть ощущение, они несколько «забыли» об этих своих проблемах с вниманием. Не понимаю, где можно было найти время на что-то, кроме просмотра фильма, в первых двух его третях. Ф1 – быстрая, и «Ф1» – тоже.
12. О значении гонок для себя Сонни рассказывает только минут где-то через 100 после начала ленты. В проходном кино он сделал бы это в беседе с кем-то в первые же минуты, чтобы зритель сразу понял философию главного героя. А здесь этого не нужно, потому что вся философия – в беседах, которые уже состоялись в первые полтора часа. Поэтому этот монолог Сонни на балконе в номере Кейт (технического директора) – «ненужный» зрителю. Потому что он уже знает этого пилота и понимает, зачем тот ездит. Еще бы о колоде карт рассказали, ну... Это признание нужно для другого – для углубления связи между Сонни и Кейт, для углубления холодного, когда дело доходит до откровенных разговоров о нем, образа Сонни. Наконец он готов открыться. Здесь главный герой говорит не для зрителя – а для Кейт и для себя. То есть авторы могли пойти простым путем и использовать эти его слова на старте как средство ленивого раскрытия философии персонажа – а воспользовались ими для углубления позже. Безумный респект.
13. Перед большим финалом фильм ожидаемо делает паузу, чтобы навалить драмы и дать зрителю немного отдохнуть. А последнее ему очень нужно, ведь из-за быстрой смены кадров, сцен, из-за бешеного темпа повествования ты устаешь. Не так сильно, как Сонни на трассе, но близко к этому. «Ф1» – это тяжелое кино. Возможно, не на этапе просмотра, но сразу после него – точно. Ты не чувствуешь облегчения. Ты радуешься, что посмотрел что-то замечательное, но делаешь это сквозь усталость. Что-то похожее, наверное, можно пережить после тяжелой тренировки, когда едва ходишь – но доволен проделанной работой. И ты немного устаешь уже в первые полтора часа, поэтому дальше радуешься паузе и ждешь «главной битвы». Известная структура, здесь без сюрпризов – но хорошо работает благодаря своему наполнению.
14. Изменение отношения к Сонни со стороны вообще всех показано великолепно. Типичный путь героя: сначала тебя все не любят, в конце – наоборот. Главное – то, насколько цельным и интересным для зрителя будет этот путь. И он едва ли не лучшее, что есть в ленте. Но надо начать с другого: здесь чрезвычайно хорошие второстепенные персонажи. Каждый имеет свой характер, свои ценности, свою гоночную философию. Они все не являются декорациями вокруг главного героя. Они не являются теми, кто в кадре только для того, чтобы Сонни раскрылся. Нет, они живут своей жизнью, а персонаж Питта – своей. И так уж случилось, что переплетение их жизней создало историю… Именно такое впечатление. Хороший второстепенный персонаж должен помогать в раскрытии главного, но прежде всего он должен быть полноценным самостоятельным персонажем. Здесь все такие. И каждый, кроме одного, против Сонни на старте. И сердце каждого он растопил на протяжении ленты. Завоевать доверие ТАКИХ второстепенных героев многого стоит.
15. «Ф1» имеет 2 финала. То есть сначала один – это последняя гонка сезона. А затем – последние 3 круга этой гонки после красного флага. Даже первый ощущается как нечто очень большое, а из-за этого второй – как нечто безумно ценное. Я, кстати, не уверен, что последняя гонка – лучшая из показанных на экране, но она ощущается такой. Потому что была пауза, чтобы мы успели соскучиться по быстрому темпу повествования и гонкам. Потому что 2 финала. Потому что уже есть история в виде 8-ми предыдущих гран-при – мы уже знаем буквально все, осталось закрыть последний пункт в этом бинго. Когда «Ф1» замедлилась после первых 90 минут, я испугался: вдруг хорошие идеи закончились и дальше будет только хуже? Но нет, не закончились. Большой финал на месте.
16. Фильм берет «паузу рыбака» перед окончательной победой Сонни. И это разрыв всего, это лучшее, что вообще было в спортивных драмах за все время их существования. Когда в детстве ходил рыбачить впервые с отцом, он учил меня не подсекать рыбу сразу, когда она клюнет, ведь тогда она может не успеть заглотить червяка. Так вот, «Ф1» на финишной прямой своего рассказа решает, что он – настоящий рыбак. Сонни становится лидером гонки после аварии впереди, то есть между ним и победой – только трасса, больше ничего. В течение фильма он уже проехал несколько сотен кругов, а здесь – меньше одного. Можно проиграть только самому себе. И зритель предполагает, что так может случиться. Я сидел и думал: неужели авторы рискнут? Неужели оставят Сонни без победы в ситуации, когда она уже почти у него в руках и колесах болида? Это было бы очень смело. Но сценарист и режиссер пошли еще дальше – и где-то минуту заставили нас смотреть, как Сонни ведет болид по пустой трассе. Не подсекали. Ждали, пока мы проглотим червяка. Как опытный рыбак – ровно столько, сколько необходимо.
Поворот. Еще. Еще. Камера на уставший взгляд Сонни, который только-только после аварии. На трассу. Снова на Сонни. Снова на трассу. Все молчат. Звука нет, потому что мы видим все глазами Сонни, а для него реальный мир уже закончился – осталась только дорога. В его глазах вообще все: страх, ожидание, надежда на лучшее, усталость... И мы в тишине почти минуту наблюдаем, как Сонни не пытается стать легендой или выиграть гонку – просто хочет довести болид до финиша. Потому что больше ничего не нужно. Потому что сделать это для него – самое трудное сейчас. Возможно, это лучшая сцена года. Вероятно, именно эта сцена переводит «Ф1» из категории «очень крутое кино» в категорию «одно из лучших среди…». Потому что это великая сцена.
17. Возможно, «Ф1» – лучшая спортивная драма в истории кино. Лента должна ехать на «Оскар» за лучший оригинальный сценарий. Питт имеет шансы поехать на ту же церемонию за главную роль. Кто-то из второстепенных героев просто обязан быть среди лучших в соответствующей номинации. Я вообще ничего не писал о декорациях, работе оператора, монтаже, звуке, саундтреках и т.д., но все это на высшем уровне (здесь уверенно говорю: будет 2+ «Оскара» в технических номинациях). Просто я не могу сказать сухое «все хорошо», поэтому приходится выбирать, что пришлось по душе больше всего. Лично мне – сценарий (диалоги и интересные второстепенные герои как его составляющая), вот та колода карт, «пауза рыбака». Возможно, для вас это что-то другое. Вероятно, так и есть, потому что «Ф1» успешна во многих компонентах. Она является отличником. Я уже немного видел, что пишут критики, и готов спорить по крайней мере с теми, кто говорит об отсутствии химии между героями на экране и эмоционального ядра в истории. Все это есть. Я видел все это своими глазами.
Я считаю «Гонку» (2013) эталоном спортивной драмы. Но «Ф1» борется с ней за статус лучшей во всех аспектах. Я не уверен, что побеждает, но соревнуется за каждый сантиметр трассы, так сказать. Она бросает вызов лучшему в жанре. Следовательно, является одной из лучших в нем.
Стоит ли смотреть?
Да. Потому что это вполне себе претендент на статус лучшей спортивной драмы в истории кино. «Ф1» точно поедет на будущий «Оскар», вероятно – в нескольких номинациях, как вариант – не только технических. Это красиво снятая лента. Особенно в моменты гонок. Однако отрезки между гонками – не «просто дождись», а важны для истории, раскрытия героев, идей и т.д. А еще они интересны, потому что словесные перепалки в фильме – великолепные. Они совсем немного пафосные, но в первую очередь – живые, искренние, яркие, иногда – даже забавные. С их помощью строится связь между героями, их взаимоотношения, и это взаимодействие между персонажами выглядит естественным. Нет ощущения, что второстепенные служат раскрытию главного – наоборот, имеют собственные истории, чувства, мотивацию. За ними хочется наблюдать, их хочется видеть в кадре. И они получат достаточно времени, ведь лента растягивается на 2.5 часа. Хотя нет: она бежит почти 2.5 часа. Немного останавливается после двух третей, чтобы зажечь в финале, однако все остальное время поддерживает бешеный темп.
После просмотра, впрочем, чувствуешь себя как выжатый лимон, потому что лента тяжелая. Из-за темпа и эмоций героев, из-за событий и реалий Ф1 – жесткого и местами даже жестокого спорта. Который представлен здесь хорошо, пусть и несколько нереалистично. Здесь пилот Ф1 работает не только на треке в воскресенье, а каждый день. А еще остается человеком. А художественные правки можно простить, потому что благодаря им мы получили историю с сильными эмоциональными хуками. Это кино о спорте, но прежде всего – именно кино. Лента без лишних сцен и сильная во многих аспектах. Она отличник, который, кроме учебы в школе, успевает ходить на 3 разных секции/кружка 5 раз в неделю. Возможно, не сияет везде – но нигде точно не проваливается. А в конце так вообще откровенно издевается над своим зрителем – а тот и рад, еще и отдельным пунктом в своей статье напишет, что это ему понравилось больше всего в ленте. «Ф1» не является лучшим кино всех времен, даже близко, потому что работает с простой историей. Но делает это так, что не прикопаться.
Настолько, что на него в будущем будут равняться спортивные драмы. Как сейчас равняются на «Гонку» (2013). Когда ты атакуешь «главного босса» жанра, то, видимо, ты снял что-то великое.
Автор: Яся Ле
Не пропустите интересное!
Подписывайтесь на наши каналы и читайте новости в удобном формате!