В Украине стартовала премьера фильма, который наделал шума в мире: стоит ли смотреть "Балконеток"
Балконное приключение в фильме, начавшись как романтическая комедия, постепенно превращается в триллер, переходя в хоррор

В Украине стартовала премьера фильма, который наделал шума в мире: стоит ли смотреть "Балконеток"/Кадр из фильма "Балконетки", 2024
Вчера, 1 мая, в украинских кинотеатрах стартовал показ французского фильма «Балконетки», который боролся в Каннах за главную награду и уже взбудоражил весь мир. Стоит ли ради него сходить в кино этой недели? Мы проанализировали отзывы мировых критиков и объяснения авторов фильма. А также поинтересовались мнением по этому поводу у украинской драматургини, которая, как и большинство наших зрителей, на данный момент видела только трейлер фильма.
А самый главный здесь — балкон: сюжет
Действие фильма и его принадлежность к «более-менее» высокому искусству, а не кинофастфуду, уже сразу полностью отображает название. Да, главный персонаж в «Балконетках» — это балкон.
Он становится ироничной ареной развития сюжета, сводя профессионально-социальные роли трех героинь к необычным «балконеткам». В обычной жизни они — соседки. Писательница, вебкам-модель и актриса, которые из-за нехватки денег арендуют одну квартиру. И именно балкон объединил их интересы: наблюдение за жизнью соседей напротив — еще то приключение.
«Мне кажется, что образ балкона для французов такой же сакральный, как для нас образ скамейки, на которой обсуждаются слухи, какие-то суждения, осуждения… А еще этот женский образ с небритыми подмышками в трейлере — такой универсальный триггер, который сразу делит аудиторию на «за» и «против». Вызывает внутреннее осуждение типа «как она посмела». Это сразу даёт понимание, что кино умело и ярко поднимает социальные проблемы — в это интересно погрузиться и посмотреть «Балконеток» полноценно. Ведь даже в трейлере много таких эпизодов, которые для нашего украинского социума еще не совсем приемлемы — это однозначно окажет социальное влияние на зрителей», — делится своими первыми впечатлениями от «Балконеток» украинская драматургиня Марина Островская (СТБ, Новый канал, «Книга-путешествие», анимационный сериал «Портал приключений», молодежный сериал «Радикальное решение», комедийный сериал «ЖК «Счастливый»»).
Весёлое приключение превратилось в кровавую бойню: неоднозначный жанр «Балконеток»
Балконное приключение в фильме, начавшись как романтическая комедия, постепенно превращается в триллер, переходя в хоррор — чтобы окончательно комплексно стать фарсом над патриархальным миром.
Наш эксперт Марина одобряет это. Ведь считает, что будущее именно за такими синкретическими жанрами, а эпоха однозначных жанров уже исчерпана для кинематографа:
Давно наметилась тенденция микса жанров, вот как «Субстанция» — боди-хоррор. Сейчас уже такое время, что контенту очень сложно выделиться на фоне информационного шума. Для этого нужно делать очень смелые комбинации, миксовать всё, что только возможно, чтобы включать воображение зрителя и выходить за рамки клише. Поэтому я думаю — будущее именно за такой синкретичностью. И правила нам, к сожалению, диктуют короткие жанры — тиктоки, шортсы, рилсы — где обязательно на какой-нибудь секунде уже первой минуты должны появиться триггеры. Всё это плавно переходит в кино, потому что люди уже привыкли мыслить таким образом.
«Современные женщины вполне могут быть с яйцами и создавать фильмы с яйцами»: хорошее женское кино должно быть только для женщин?
Женским кино «Балконетки» считается не только потому, что оно о женщинах. А ещё и потому, что его создали женщины.
Режиссёр фильма «Балконетки» — признанная актриса Ноэми Мерлан («Портрет девушки в огне», «Тар»).
Её соавтор сценария — известная французская сценаристка и режиссёр Селин Сьямма.
Понятие «женское кино» является новым для кинематографа, ведь долгое время патриархальный мир не давал женщинам ничего творить, продвигая свои видения и идеи в общество. Долгое время в киноиндустрии нам отводилась только декоративная роль актрис. Развитию женского кино способствовала разработка феминистской теории кино, женского письма и женского эпоса. Их достижения — это прежде всего закулисная работа женщин в кино: как режиссёров, операторов, сценаристов, продюсеров. Итогом чего логично стала возможность поднятия социально-правовой женской проблематики в кино.
Марина Островская, которая сама является автором сценариев фильмов, считает, что хорошее женское кино должно быть интересным не только женщинам, и «Балконетки» именно такое:
Если мы делаем женское кино — то для кого? Для чего женщинам снимать и смотреть фильмы о женщинах? Что мы о себе ещё не знаем? На самом деле хорошее кино должно быть универсальным — чтобы его хотела смотреть и женская, и мужская аудитория. Тем более, если мы с помощью фильма хотим изменить патриархальную систему мира.
Так, есть ли большая разница между фильмами, которые создают женщины и мужчины? Я думаю, что сегодня это уже не зависит от пола. И современные женщины вполне могут быть с яйцами и создавать фильмы с яйцами. Кажется, что «Балконетки» — именно такое кино.
Однако хочу отметить: если бы не феминистское движение — ни Марина, ни Ноэми, ни Селин не имели бы возможности снимать свои фильмы.
«В насилии и вульгарности есть нечто освобождающее»: идея и история создания
«Балконетки» признаны мировыми критиками в частности как сопротивление патриархату. Это кино, если угодно, яркий феминистский бунт, манифест и ещё одна общественная акция против дискриминации женщин. Фильм говорит о тяжёлых женских проблемах — прежде всего о сексуальном насилии, в том числе поднимая тему супружеского изнасилования. А также поддерживает бодипозитив, показывая позитивное отношение к телам и принятие себя своими героинями.
Главную идею фильма всемирно известная кинокритик Лесли Фелперин в рецензии для The Hollywood Reporter определила очень просто: «женщины не должны становиться жертвами изнасилований или убийств, независимо от того, насколько они оголяют тело или какие отношения их связывают с обидчиками».
Автор и режиссёр фильма Ноэми Мерлан в интервью ScreenDaily рассказала, что идея фильма у неё возникла благодаря движению #MeToo ещё в 2019 году. Именно тогда она начала задумываться о несправедливой патриархальности нашего общества.
Благодаря этому она вышла из токсичных отношений и переехала от бойфренда к подруге, которая жила с сестрой. Таким образом, их стало трое под одной крышей — как и будет позже показано в фильме. В те времена они все, охваченные размышлениями из-за #MeToo, жили разговорами о переосмыслении своих отношений с мужчинами, своих желаний, принятии своих тел… Так Ноэми и решила снять фильм о том, как женщины коллективно отвоёвывают свои тела и жизни.
Режиссёр постепенно превратила свою комедию в триллер-хоррор. Ведь считает, что её изображение экстремального насилия стало ещё одним способом борьбы с агрессией в реальной жизни. «В таком насилии и вульгарности на экране есть нечто освобождающее, что женщины не имеют свободы выразить в реальной жизни», — рассказала она в интервью.
Наша драматургиня считает, что в современном мире быстрой жизни и коротких жанров соцсетей особенно важно, чтобы индустрия кино взяла на себя социальную миссию как самое влиятельное и эффективное из ныне функционирующих искусств:
Контент с каждым годом деградирует всё больше опять-таки из-за засилья и всемогущества короткого контента, который идёт из соцсетей. В нём чем больше кринжа и отсутствия морали – тем больше просмотров. Поэтому думаю, именно старое доброе кино должно взять на себя социальную миссию и участвовать в борьбе за справедливость и права человека. Оно должно нести идею, философский смысл и тем самым менять жизнь к лучшему. Зачем вкладывать огромные деньги в этот сложный сверхдорогой продукт, если не делать ничего качественного с умом?
Итак, срочно покупаем билеты на «Балконеток»
Мировая премьера «Балконеток» состоялась в официальной программе Каннского кинофестиваля 2024. В Киеве её впервые показали фестивально — в декабре прошлого года на «Вечерах французского кино». А в течение этой и следующей недели у вас есть возможность присоединиться к женскому бунту через искусство и вдохновиться на борьбу за права, наблюдая за «Балконетками» во всех кинотеатрах Украины. К тому же его стоит посмотреть именно на большом экране, ведь это идейное и захватывающее действо ещё и эстетически оформлено — на экранах смартфонов в полной мере такое не отобразится.
Автор: Аня Алляйн
Не пропустите интересное!
Подписывайтесь на наши каналы и читайте новости в удобном формате!