Алексей Рябчин рассказал, сможет ли Украина отказаться от дизельных двигателей
Эксперт по энергетике и окружающей среде прокомментировал законопроект об ограничении использования дизельных двигателей

Эксперт объяснил, удастся ли Украине отказаться от дизельных двигателей за десятилетие/Фото: Sean Gallup/Getty Images
Верховная Рада Украины приняла законопроект об ограничении использования дизельных двигателей. Начиная с 2036 года, на городских автобусных маршрутах в Украине будут разрешены только электрические автобусы, в том числе с водородными топливными элементами, или транспортные средства, имеющие газовую топливную систему. Таким образом использование традиционных автобусов на ископаемом топливе будет постепенно прекращено, открывая путь более устойчивым и экологическим альтернативам.
Детали
Meta.ua обратилась за комментарием к народному депутату Верховной Рады XVIII созыва и государственному деятелю в сфере энергетики, климата и защиты окружающей среды Алексея Рябчина с просьбой объяснить, насколько реально интегрировать эту идею в жизнь.
"Новый современный автотранспорт в Украине мы можем производить и сами, у нас для этого есть вся необходимая промышленная база. Если же муниципалитеты хотят, они могут закупать автобусы где-нибудь за границей. Здесь у нас законодатель сделал очень правильную и дальновидную вещь. Изучая зарубежные тренды и синхронизируя законодательство с законодательством Европейского Союза.
Дело в том, что в ЕС приняли запрет на использование дизельных двигателей с 2035 года, но в Париже, Барселоне, Афинах и других городах начнет действовать с 2025 года. И речь не только о муниципальном транспорте, но и о полном запрете новых авто. Европейский Союз пытается к 2050 году отказаться от угля, нефти и газа. От угля уже почти отказались и уже определен срок, когда последние угольные станции и шахты будут закрыты. Они фактически доживают свои последние годы. Газ будет выведен в последнюю очередь, в 2050 году, потому что где-то трудно отказаться от отопления. А вот нефть – это следующее зло, с которым борются. И с этим бороться тяжело, потому что непросто заставить людей пересесть с дизельных авто на электро или водородные. Это гораздо более сложные изменения, чем, например, во взаимодействии государства и предприятия. Поскольку предприятие должно соответствовать государственному регулированию и действовать в определенных рамках, а вот людей гораздо труднее заставить к этому прийти. Именно поэтому вводятся такие сроки отказа от транспорта на дизельных двигателях. Я считаю, что это правильно, и мы сможем это сделать.
Более того, если мы хотим, чтобы наша индустрия была конкурентоспособна и наши автобусы не просто остановились и заводы разобрали, то однозначно, такой переход на современные двигатели должен быть. Как правило, кто покупает городской транспорт? Или это происходит за деньги из государственного или муниципального бюджета, то есть средства граждан. Или же за счет кредитов от международных финансовых организаций, или других государств, стимулирующих своего производителя. Так вот, все эти институты постановили, что все их кредиты соответствуют условиям Парижского соглашения, то есть климатической нейтральности и борьбе с изменением климата. Следовательно, если это будет дизельный автобус, эти организации не профинансируют такие закупки. Если мы хотим за свои деньги, то это не дальновидная инвестиция в активы, которые будут долго окупаться. А вот электромобили или же электроавтобусы, или еще гораздо более инновационное предложение – водородные автобусы, это более перспективно. Я ездил на них, мне очень понравилось.
Могу также сказать, что 10 лет назад, когда я был народным депутатом, мы ввели закон "О стимулировании электромобильности". В нем отменили налоги и акцизы на электромобили. И сейчас в Украине больше электромобилей, чем у всех соседей вместе взятых. Стал развиваться электрозарядный бизнес, украинское производство. Мой закон о зеленых номерах для электромобилей тоже сегодня работает. Потому что идешь по Киеву и видишь, сколько у нас электромобилей и зеленых номеров, и понимаешь, что тогда мы так же задавали вопрос: "Сможем ли мы перейти на электромобили?" или "А как это будет происходить?". Люди голосуют за это своими деньгами, покупают, пользуются, поэтому не вижу проблем с переводом муниципального транспорта на более экологичный", — рассказал Алексей Рябчин.
Об эксперте: Алексей Рябчин – украинский государственный деятель в сфере энергетики, климата и защиты окружающей среды. Советник Вицепремьера по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Ольги Витальевны Стефанишиной. Бывший заместитель Министра энергетики и защиты окружающей среды (2019-2020). Народный депутат Верховной Рады Украины VIII ст. от партии "Батьківщина". Председатель подкомитета по энергосбережению и энергоэффективности Комитета топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности Верховной Рады Украины. Климатический дипломат, член 8 делегации от Украины для участия в Конференции Организации Объединенных Наций по изменению климата COP21 (Париж), COP22 (Марракеш), COP23 (Бонн), COP24 (Катовице), COP25 (Мадрид), COP26 (Глазго), COP27 (Шарм-эль-Шейх), COP27 (Дубаи). Докторант, кандидат экономических наук, доцент кафедры "Международная экономика" Донецкого национального университета.
Катастрофа или логический ход: что будет с Украиной из-за запрета консульских услуг – эксперт.
Не пропустите интересное!
Подписывайтесь на наши каналы и читайте новости в удобном формате!