Он не ждал грантов: история украинца, который построил бизнес в США с нуля
Успех — это не везение. Это когда готов потратить 10 лет на то, что любишь — Илья Костенко

Он не ждал грантов: история украинца, который построил бизнес в США с нуля
«Мы не просто продаем украинские товары в Америке – мы создали полноценный американский бизнес, возвращающий миллионы долларов в экономику Украины». Предприниматель Илья Костенко вместе со своей женой Валерией Барбеницкой смогли не только адаптироваться к рынку США, но и создать прибыльный и системный бизнес, ежегодно приносящий Украине более миллиона долларов. Эксклюзивно для meta.ua бизнесмен рассказал, почему решил строить бизнес в Америке, что помогло ему достичь прибыли и что нужно знать тем, кто мечтает о собственном международном деле. Его опыт в прямых ответах и пяти практических советов для тех, кто только мечтает стать успешным предпринимателем.
Почему вы решили начать украинский бизнес вне Украины? И почему именно в Америке?
Мы не начинали украинский бизнес в Америке. Мы изначально строили американский бизнес. Поскольку если пытаться перенести украинскую бизнес-модель в США без адаптации, это, скорее всего, не сработает. Здесь другой рынок, другие ожидания, другие правила. Мы создали настоящий локальный бизнес, полностью ориентированный на американского потребителя.
При этом мы активно сотрудничаем с украинскими производителями и продаем многие украинские товары. Но делаем это через призму потребностей американского рынка, а не как бизнес для украинцев за рубежом.
У меня уже был опыт работы с американским рынком, еще когда я жил в Украине, около 5–6 лет. Поэтому для меня это было достаточно естественным шагом. Единственное, чего не хватало и это физически присутствовать здесь. Работать очень сложно, ведь нет возможности обеспечить нужную скорость, качество обслуживания, нет склада, невозможно отправить товар за день-два. Вот поэтому мы переехали.
Мы тоже пожили в Европе, но мне лично ближе Америка. Я хорошо понимаю его рынок, людей и бизнес-культуру. Потому выбор был очевиден.
Когда вы начали нынешний бизнес и как быстро он стал успешным – то есть вышел в ноль, а затем на прибыль?
Наш бизнес никогда не был убыточным – с самого начала он приносил прибыль. Но здесь важно понимать разницу между операционной прибылью и денежным потоком (кэшфлоу).
Операционно мы работали в плюс с самого старта, но всю прибыль постоянно реинвестировали в закупку нового товара. И чем быстрее мы масштабировались, тем больше вкладывали. Соответственно, денежных остатков для себя практически не было.
Первые полгода мы жили полностью за счет накоплений. Возможно, иногда вынимали из бизнеса какие-то небольшие суммы в тысячу долларов, не больше. И только на восьмой месяц бизнес начал покрывать около 80% наших расходов. Но опять же при агрессивном росте ты весь доход возвращаешь в развитие.
Это типичный путь для любого продуктового бизнеса: если хочешь расти, готовься постоянно реинвестировать.
Как на ваш бизнес повлияла война в Украине?
Война сменила очень много. Во-первых, в Америку приехало много новых клиентов эмигрировавших украинцев. Они начали искать знакомые продукты, и мы отчасти сделали этот магазин для них. Но наши клиенты не только украинцы. У нас покупают и американцы, и мексиканцы, и японцы, и китайцы. Сайт сделан на английском, мы работаем для всех.
Во-вторых, война трансформировала сам украинский бизнес. Он стал более открытым к внешним рынкам, лучше понимающим потребности Америки и Европы. Предприниматели стали разбираться в ценообразовании, условиях экспорта, логистике. С ними стало гораздо легче работать. Это взаимовыгодное партнерство.
В-третьих, внутри Украины сейчас очень сложно продавать. А экспорт – это шанс выжить, развиваться, поддерживать экономику. И мы являемся частью этого звена.
Вы позиционируете свои товары и бизнес в Америке именно как украинский? Является ли наша национальная идентичность важной составляющей вашего бренда?
Конечно, мы четко позиционируем себя, ведь сотрудничаем с украинскими брендами, продукция которых высококачественная, узнаваемая и любимая во всем мире. Есть свой потребитель, который ценит именно украинские товары как среди диаспоры, так и среди американцев. Но мы не эксплуатируем национальную идентичность как инструмент продаж – мы просто хорошо понимаем, как работает рынок и что нужно американскому потребителю.
Мы продаем украинский продукт, который находит отклик в мире, и благодаря этому возвращаем в экономику Украины более миллиона долларов. Это позволяет поддерживать 40-50 рабочих мест в каждой компании, с которой мы работаем.
Считаете ли вы, что ваша деятельность помогает Украине в войне?
Да, безусловно. Мы меняем представление об Украине в мире. Многие думают, что это какая-то неизвестная страна, которая существует только благодаря помощи. Но когда они видят качественные товары, сервис, партнерство, меняют представления.
Плюс все товары мы покупаем в Украине. Эти деньги остаются дома: из-за них платятся зарплаты, налоги, финансируется жизнь внутри страны. Это реальная помощь не только эмоциональная, но и экономическая.
Что бы вы посоветовали украинцам, только мечтающим сделать свой международный бизнес — Топ-5 советов?
1. Не начинайте заниматься ради быстрых денег, и тем, чем на что не готовы потратить 10 лет своей жизни.
2. Отсутствие денег для начала бизнеса, это заблуждение, большинство компаний начинаются без денег, или с 500-2000 дол.
3. Не ищите идею, где нет конкуренции, если конкуренция отсутствует, то 99% эта гипотеза не работает, или это новый рынок, который вам нужно будет создавать, а это невозможно без больших вложений и времени.
4. Не копируйте чужой бизнес, если у кого получилось, 99% у вас не получится. Вы не видите всего бэкграунда и опыта того, кто уже добился успеха.
5. Ищите способ проверить гипотезу с минимальными затратами. Не тратьте деньги, пока не уверены, что это работает
Не пропустите интересное!
Подписывайтесь на наши каналы и читайте новости в удобном формате!