Чем женское пчеловодство отличается от мужского? Медовое интервью ко Дню пчеловода
Счастье для них — это завести пчёл. В честь Дня пчеловода МЕТА пообщалась с членом самой необычной пчеловодческой общины в Украине

Чем женское пчеловодство отличается от мужского? Медовое интервью ко Дню пчеловода
Август богат на сладкие праздники — Медовый Спас, Яблочный, Маковей... Среди них скромно затерялся профессиональный праздник производителей самых полезных из сладостей — то есть мёда. На этой неделе в Украине отмечали День пчеловода Украины.
Оказывается, мёд может не только лечить простуды, но и заболевания щитовидки, лишний вес, бесплодие, сердце, нервы, женское и мужское здоровье. Из него также делают отличное мыло, уходовую и лечебную косметику. Но пчеловодство важно не только мёдом!
Ведь ещё пчёлы защищают всю нашу продовольственную систему. Например, интересный факт: из 100 сельскохозяйственных культур, которые обеспечивают 90% продовольствия в мире, 75 опыляются медоносными пчёлами. И вообще, ООН утверждает:
Будущее продовольственной безопасности человечества зависит от пчёл!
Поэтому, в честь праздника, МЕТА нашла самую необычную пчеловодческую организацию Украины — Фонд женщин-пчеловодов. Это первая и единственная зарегистрированная в Украине некоммерческая женская общественная организация, связанная с пчеловодством. Мы пообщались с одной из её участниц — менеджером и пчеловодом Дарьей Чечениной.
Так что же значит быть женщиной-пчеловодом в Украине, и чем женское управление пасекой отличается от мужского? Читайте в эксклюзивном интервью от МЕТА.

Как вы лично пришли к пасеке — что стало первым толчком заниматься пчеловодством?
Путь был и долгим, и коротким. Сначала, конечно, в моём семейном деле мной управляло просто желание помогать дедушке: всё ему приносить, подавать и параллельно слушать. Вот так, словно губка, впитывала все знания.
Почему долгим? Потому что это стало делом жизни уже во время университета. То есть не с самого детства, а уже в период становления и выбора профессии, если говорить грубо.
Толчком к интересу к пчеловодству стало семейное дело и ценность семьи. А основным, более серьёзным предпринимательским стимулом стало желание развивать всё это, быть значительной частью процесса, чтобы от меня что-то зависело, чтобы я могла влиять на это дело.
Вообще, путь к пасеке, думаю, у каждого индивидуален — очень насыщенный. Наверное, разный и динамичный — временами набирает невероятные обороты, а иногда и приостанавливается на какие-то периоды. Поэтому этот путь суперинтересный.
Каждый год он будто новый. Хотя ты уже тысячу раз всё это делал, знаешь, как всё делается, что за чем идёт. Но всё же каждый год — новое общение, новые ситуации, события на пасеке, знакомства. Всё это делает путь к пасеке ещё более насыщенным, разнообразным, не скучным и, соответственно, таким, который приносит результат.

Почему возникла необходимость создать именно женский фонд пчеловодов?
Я лично не создавала фонд, но очень причастна к нему — поэтому позволю себе озвучить возможный ответ о причинах создания.
Думаю, это было в первую очередь не потребность, а желание. Желание создать такую женскую движуху, своеобразную группу единомышленниц, где можно найти людей, которые думают так же, как ты. А если и нет, то тут можно спокойно дискутировать и находить компромиссы или оставаться при своём мнении. При этом не быть конкурентами или врагами, а быть партнёршами, подругами и просто коллегами. Коллегами — по бизнесу, по сфере, во всём, что захотим. Это могут быть не только пчёлы, а и другие смежные сферы с пчеловодством. Так что, на мой взгляд, в начале было желание, не необходимость.
Потребность, вероятно, уже оформила сам процесс создания фонда как организации, а не просто неофициальной группы. Для того чтобы у организации была большая цель, было больше возможностей, и чтобы она могла их давать своим участницам. Возможно, чтобы она имела больший вес как в обществе, так и в жизни каждой из нас.

Отличается ли подход женщин-пчеловодов к уходу за пчёлами от мужского?
С одной стороны — нет. Потому что, в первую очередь, мы все люди.
Но с другой — да. Потому что, говоря словами фонда: наш подход более женственный. Не в том смысле, что мы женщины и у нас какой-то «женский» подход. А в том, что женщина несёт в себе качества, которые, по её мнению (а зачастую и окружающих), считаются женскими.
Возможно, для нас это — нежность, забота, любовь, желание помогать, щедрость, доброта. Это качества, которые, скорее всего, составляют образ участницы фонда. Дружелюбие, улыбка — всё это проявляется и в работе. Мы всегда стараемся делать свою работу аккуратно. То есть в нашем подходе — чистота, гигиена, каждую пчёлку мы бережём.
Мы работаем не только ради заработка, но и ради собственного удовольствия. Потому что нас это наполняет. Природа — то, что каждая из нас любит. Каждую из нас сильно мотивирует и поддерживает любовь к каждой пчёлке, любовь к каждой капле мёда, которую производят наши пчёлы — и к продукту, который мы продаём. И эту любовь чувствуешь в наших результатах. Чувствуется этот подход, приятное отношение и женский шарм, который мы вкладываем в работу, в фонд, в наш рабочий этикет и так далее.

Какие главные направления работы Фонда сегодня?
У нас разработаны приоритетные направления развития на ближайшие годы:
- создание новых конкурентоспособных продуктов и услуг для здоровья — мёд, кремы, разные вкусы мёда, мёд с добавками, экокосметика и прочее;
- строительство кооперативных производственных мощностей по переработке пчеловодческой продукции для выхода на новые рынки;
- повышение финансовой грамотности женщин, занимающихся пчеловодством;
- непрерывное обучение и повышение профессиональных компетенций — приглашаются тренеры, составляется программа, проходится обучение и выдаётся подтверждение.

Какие главные угрозы для пчёл и пчеловодства вы видите сейчас в Украине?
Прежде всего — экономический кризис из-за войны. Он привёл к удорожанию материалов и средств для пчеловодства, топлива.
Также пчеловодству Украины необходимы обновлённые подходы и современное оборудование. Устаревшие взгляды любителей (не профессионалов) тянут отрасль вниз, сбивая оптовую цену и нарушая протоколы работы с пчёлами. Также нерегулируемая обработка пестицидами, что приводит к отравлениям.
Со стороны государства — высокие требования к пищевым продуктам, которые трудно выполнить самостоятельно. Поэтому мы объединились и двигаемся вместе, создавая кооператив.
А в целом — низкая культура потребления мёда.

Если бы вы могли подарить украинцам «пчелиный рецепт счастья», каким бы он был?
Пчелиный рецепт счастья — это, конечно, завести пчёл и быть пчеловодом. Вот вам рецепт счастья.
Апитерапия (ред.: альтернативный метод медицины, в котором для профилактики и лечения заболеваний используются продукты пчеловодства), вообще терапия — находиться рядом с пчёлами. Это взаимодействие с живыми существами, что сейчас очень актуально — вы исцеляетесь сами через общение с ними, через наблюдение, через то, что вы просто рядом, через эти запахи и прочее.
Вот мой идеальный пчелиный рецепт счастья — купите ульи и пчелиные семьи, поставьте их у себя во дворе и заглядывайте к ним пару раз за сезон. А дальше — качайте мёд.
А если что-то проще — пчелиный рецепт счастья 2.0. Можно просто покупать мёд, можно поддерживать местных пчеловодов и пчеловодок — покупая именно у местных пасек мёд и другую пчеловодческую продукцию, которой, кстати, очень много. Можно об этом почитать, узнать — ведь есть масса разных вариантов, так сказать, ингредиентов этого рецепта.
Можно купить что-то из косметики, сделать свечу, купить лекарства с маточным молочком и так далее. Например, что ещё можно добавить в это блюдо? Можно помогать другим опылителям — это сильно поможет ситуации в мире. Те же отели для насекомых — отличный пример.
Я уверена, есть и другие варианты — посадить цветочки, поставить поилку для насекомых…
Фото: личный архив Дарьи, Фонд женщин-пчеловодов, Pexels.
Не пропустите интересное!
Подписывайтесь на наши каналы и читайте новости в удобном формате!