ua ru
Пожалуйста, заполните это поле
1

"Освоенные в Украине, оружие будущего": обложку The Economist посвятили украинским БПЛА

Война в Украине 17:38 - 08 февраля 2024

Они меняют баланс между людьми и технологиями на войне, пишет издание

"Освоенные в Украине, оружие будущего": обложку The Economist посвятили украинским БПЛА

The Economist создали материал об украинских дронах / Фото: The Economist

Впервые высокоточное оружие в современном виде появилось на поле боя во Вьетнаме чуть более 50 лет назад. С тех пор вооруженные силы стремились к точности и разрушительной силе, а стоимость такого оружия стремительно росла. Американские артиллерийские снаряды с GPS-наведением стоят 100 000 долларов за один. Поскольку "умное" оружие стоит дорого, оно является дефицитным. Именно поэтому европейские страны ощутили его нехватку в Ливии в 2011 году. Израиль, стремясь сохранить свои запасы, чем избежать сопутствующих потерь, обрушил на Газу дождь из бомб. А что, если бы можно было совместить точность и большое количество?

Впервые в истории войны ответ на этот вопрос ищут на полях боев в Украине. Репортаж The Economist на этой неделе показывает, как дроны растут вдоль линии фронта, как грибы. Это маленькие, дешевые, начиненные взрывчаткой летательные аппараты, переделанные из потребительских моделей. Эти беспилотники проскальзывают в башни танков или блиндажи. Они выжидают и преследуют свою добычу, прежде чем пойти на убийство. Они наносят большой урон пехоте и бронетехнике.

Война также делает беспилотники и их морских собратьев повсеместными. В январе было зафиксировано 3000 подтвержденных ударов с беспилотников. На этой неделе Владимир Зеленский, президент Украины, создал Силы беспилотных систем, предназначенные для борьбы с беспилотниками. В 2024 году Украина планирует создать 1-2 млн беспилотников. Удивительно, но это будет соответствовать уменьшению потребления Украиной снарядов (которое снизилось из-за того, что республиканцы в Конгрессе позорно отказывают Украине в поставках необходимых ей вооружений).

Беспилотник - это не чудо-оружие, такого не существует. Он важен потому, что воплощает большие тенденции в войне: переход к малому, дешевому и одноразовому оружию, все более широкое использование потребительских технологий и дрейф в сторону автономности в бою. Из-за этих тенденций технология беспилотников будет быстро распространяться от армий к ополченцам, террористам и преступникам. И совершенствоваться она будет не в темпе бюджетного цикла военно-промышленного комплекса, а с актуальностью прорывов в потребительской электронике.

Базовые fpv дроны революционно просты. Потомки гоночных квадрокоптеров, собранные из готовых компонентов, они могут стоить всего несколько сотен долларов. Fpv дроны, как правило, имеют небольшую дальность полета, несут небольшую полезную нагрузку и работают в плохих погодных условиях. По этим причинам они не смогут (пока что) заменить артиллерию. Но они все еще могут нанести большой урон. Россия имеет свои собственные беспилотники, но они, как правило, нацелены на блиндажи, окопы и солдат. Беспилотники помогают объяснить, почему обеим сторонам так трудно проводить наступательные операции.

Это свидетельствует о широкой демократизации высокоточного оружия. В Йемене повстанческая группировка использует дешевые иранские комплекты наведения для создания противокорабельных ракет, которые представляют смертельную угрозу для коммерческих судов в Красном море. Иран сам продемонстрировал, как разнообразные ударные беспилотники и баллистические ракеты дальнего радиуса действия могут иметь геополитический эффект, значительно превышающий их стоимость. Даже если комплект, необходимый для преодоления препятствий для беспилотников, значительно удорожит оружие, как некоторые прогнозируют, оно все равно будет считаться дешевым.

Причина кроется в потребительской электронике, которая продвигает инновации бешеными темпами по мере того, как накапливаются возможности в каждом продуктовом цикле. Это создает проблемы этики, а также устаревания. Не всегда будет время подвергать новое оружие испытаниям, к которым стремятся западные страны в мирное время и которые требуются Женевскими конвенциями.

Инновации также ведут к последней тенденции - автономности. Сегодня использование беспилотников ограничено нехваткой квалифицированных пилотов и эффектом глушения, который может разорвать связь между беспилотником и его оператором. Чтобы преодолеть эти проблемы, Россия и Украина экспериментируют с автономной навигацией и распознаванием целей. Искусственный интеллект уже много лет доступен в потребительских дронах и быстро совершенствуется.

Определенная степень автономности существует в боеприпасах высокого класса годами, а в крылатых ракетах - десятилетиями. Новизна заключается в том, что дешевые микрочипы и программное обеспечение позволят интегрировать интеллект в миллионы боеприпасов низкого класса, которыми насыщено поле боя. Сторона, которая первой овладеет автономностью в Украине, может получить временное, но решающее преимущество в огневой мощи - необходимое условие для любого прорыва.

Интеллектуальные дроны также поднимут вопрос о том, как армии ведут войну и может ли человек контролировать поле боя. С увеличением количества беспилотников станут возможными самокоординированные рои. Людям будет трудно контролировать и понимать их действия, не говоря уже о том, чтобы санкционировать их.

Америка и ее союзники должны готовиться к миру, в котором быстро совершенствующиеся военные возможности будут распространяться быстрее и шире. Когда небо над Украиной заполняется оружием, которое сочетает в себе точность и огневую мощь, это служит предупреждением. Серийные самолеты-охотники уже меняют баланс между людьми и технологиями на войне.

Недавно на FT вышло расследование по ситуации в Мариуполе.

Источник: The Economist

Не пропустите интересное!

Подписывайтесь на наши каналы и читайте новости в удобном формате!

Главное за сегодня
Больше новостей