ОТ "КУРСКА" ДО КУРСКА: что надо знать об украинском наступлении на территории россии
Наталья Белицер, эксперт института демократии имени Пилипа Орлика

ОТ «КУРСКА» ДО КУРСКА: что надо знать об украинском наступлении на территории россии / Фото: коллаж МЕТА
19 августа 2024 года. В этот день, ровно 33 года назад, в Москве начался трехдневный путч (т. н. ГКЧП), провал которого обусловил быстрый коллапс тогдашней «империи зла» - Советского Союза. А в августе 2000 года произошло знаковое трагическое событие - гибель субмарины «Курск» вместе со всем экипажем, ответственность за что лежит на Владимире Путине, который тогда впервые занял президентский пост. Прошло еще 22 года, и слово «Курск» - на этот раз в географическом смысле - вновь появилось на первых полосах мировых изданий и привлекло пристальное внимание политиков, аналитиков, военных экспертов и лидеров общественного мнения. Речь идет о внезапном, неожиданном ни в России, ни в мире успешном прорыве ВСУ в Курской области ночью 6 августа и последующем взятии под контроль Украины ряда территорий и населенных пунктов российского приграничья. Воистину, август - роковой для России месяц. Станет ли это событие таким же судьбоносным для современной Российской Федерации, каким был проваленный путч августа 1991 года для СССР, пока кажется завышенными ожиданиями. Но выразительный символизм этих сравнений бросается в глаза...

И во время подготовки, и в первые дни наступления украинская сторона соблюдала полную информационную тишину и никак его не комментировала, поэтому все сообщения поступали преимущественно из российских источников - телеграм-каналов военных блогеров и военкоров, а также свидетельств случайных очевидцев (что приводило в бешенство аналитиков, пытавшихся различить правду и пропаганду, ИПСО и достоверные факты). Лишь вечером 10 августа президент Владимир Зеленский в своем традиционном вечернем видеообращении впервые публично намекнул на вторжение украинских войск в Россию. Ссылаясь на доклад главнокомандующего ВСУ Александра Сырского, он сказал о «вытеснении войны на территорию агрессора», а 12 августа официально признал проведение военной операции на территории Курской области. Этим наступление-2024 существенно отличается от неудачного контрнаступления 2923 года, которое широко обсуждалось, комментировалось и освещалось в информационном поле - что могло стать одной из причин его провала.
Количественные оценки достижений украинского наступления различаются в соответствии с различными источниками, но за 10 дней - с 6-го по 16-е августа, согласно даже консервативным подсчетам, они составляли несколько десятков городов, сел и поселков и распространялись на территорию в несколько сотен квадратных километров. Согласно данным военно-политического руководства, по состоянию на 15 августа под контролем Украины находились уже 82 населенных пункта и 1150 квадратных километров Курщины, а 19 августа президент Зеленский заявил, что контролируемая территория составляет более 1250 кв. км, на которой расположены 92 населенных пункта. В ходе боев уничтожено и захвачено немало тяжелой техники, включая новейший танк Т-90, захвачена важная газоизмерительная станция в г. Суджа и уничтожены 2 моста через реку Сейм. 19 августа появились сообщения о подрыве третьего - последнего - моста; подтверждение этого будет означать существенное усложнение логистики российских военных и полуокружение их крупной группировки. В ответ россияне начали возводить понтонные переправы через Сейм; согласно сообщению одного из OSINT-аналитиков, на одном из них вспыхнул пожар.

После первых дней стремительного наступления украинцев в России оправились от первоначального шока и начали перебрасывать на «Курский фронт» резервы, неформальные военные группировки и некоторые регулярные подразделения с других направлений фронта, а также рыть окопы и возводить оборонительные сооружения в Курской и других приграничных областях. Западные эксперты оценивают количество украинских военных, задействованных в Курской операции, в около 5 тысяч. При том подчеркивают, что это наиболее подготовленные и боеспособные элитные части. Примерно столько же имеют российские войска, в то время как для успешного блокирования украинского наступления или вытеснения с территории Курщины им необходимо иметь по крайней мере 20 000. Похоже, российское руководство намерено осуществлять пополнение преимущественно за счет срочников, которых перебрасывают из разных регионов. Хотя часть из них заставляют подписать контракт, одна из целей использования в военных действиях солдат срочной службы (несмотря на неоднократные заверения Путина) заключается в «экономии» таким образом бюджетных средств. Незначительные переброски происходят также со второстепенных направлений фронта. В то время как самые горячие и сложные для Украины Покровское и Торецкое направления остаются для россиян приоритетными; там они владеют инициативой и продолжают - ценой огромных потерь - постепенно продвигаться, захватывая небольшие куски земли и отдельные села. Важно отметить, что вопреки традиционным оценкам потерь в наступающих войсках, на этот раз потери россиян в Курской операции значительно выше украинских, а украинские - существенно меньше, чем во время контрнаступления-2023.
Пока Курская операция не привела к существенному улучшению ситуации на других фронтах и не остановила российское наступление в Донецкой области, но появляются осторожные сообщения об уменьшении обстрелов Сумщины и Харьковщины. Хотя темпы украинского наступления, по понятным причинам, в последнее время замедлились, признаков намерения отводить войска - чего ожидали и что предсказывали некоторые западные эксперты - пока не наблюдается. Напротив, в городе Суджа уже создана украинская военная комендатура под командованием генерала Эдуарда Москалева, которая будет координировать действия воинских частей, пытаться навести порядок и обеспечить функционирование необходимой для жизнеобеспечения инфраструктуры, а также оказывать гуманитарную помощь гражданскому населению. Более того, о возможности открытия в Судже - при определенных условиях - отделения «Новой Почты» недавно заявил директор почтового сервиса Игорь Смелянский.

Заметим, что серьезные изменения в российско-украинской войне, которые произошли в ходе Курской эпопеи, сказались и на чрезвычайно болезненной для Украины проблеме военнопленных и гражданских заложников, которых удерживают в ужасных условиях на оккупированных территориях и в Российской Федерации. Произошла беспрецедентная по масштабам массовая сдача в плен пограничников и офицеров элитного спецназа ФСБ, солдат-срочников, а также воинов-кадыровцев. Один из впечатляющих эпизодов этого процесса заключался в сдаче в плен сразу 100 срочников: по сообщению Sky News, так произошло, когда эти ребята, в возрасте 18 - 19 лет, решили убежать с поля боя, но в них начали стрелять кадыровцы заградительных отрядов. Тогда беглецы повернули в обратном направлении и побежали к украинским Силам обороны, где и сдались в плен, тем самым спасая свою жизнь. По данным The Independent, по состоянию на 16 августа в плену оказались около 2000 российских военнослужащих, реальное количество может быть еще больше, то есть таким образом Украина выходит на паритет с РФ. Это побудило Россию, впервые с начала полномасштабной войны, поднять вопрос обмена; с такой инициативой выступила омбудсвумен (по совместительству - генерал МВД) Москалькова. Тем временем Украина реорганизовала и усилила переговорную группу по вопросам обмена; 15 августа были созданы Координационный штаб и Совет (профильных) общественных организаций, согласованы принципы и приоритеты возвращения украинских заключенных. Пока что военно-политическое руководство Украины считает нереалистичным осуществление высшей цели - обмена «всех на всех». Но указанный ход событий, несомненно, должен положительно повлиять на процесс освобождения сотен жертв этой войны, в частности, «азовцев», которых долгое время не хочет отдавать Россия.
Важно также отметить не только принципиальное отличие поведения российских и украинских военных во время вторжения на территорию соседнего государства, но и поразительную разницу в отношении к этому местного населения. В то время как украинцы оказывали отчаянное сопротивление, бросаясь под танки и пытаясь голыми руками остановить вражескую технику, россияне, оставшиеся на захваченной территории, не делали ничего подобного. Наоборот, некоторые из них пытались разговаривать на украинском, и даже можно было услышать единичные возгласы «Слава Украине!». Контролируемые Украиной территории доступны для международных организаций, а также отечественных и зарубежных журналистов. Первыми из иностранных журналистов там побывали члены съемочной группы итальянского телеканала Rai. Репортеры Rai Стефания Баттистини и Симоне Траини, в сопровождении украинских военных, провели съемку о наступлении ВСУ; они имели возможность пообщаться с местными жителями, которые подтвердили человечное отношение к ним со стороны украинских воинов. В ответ на это МИД России 16 августа вызвал посла Италии Чечилию Пиччони; ей было заявлено, что команда Rai «грубо нарушила российское законодательство и элементарные правила журналистской этики». Российские силовики якобы хотят возбудить против журналистов уголовное дело о незаконном пересечении государственной границы, на что прореагировали итальянские профсоюзы журналистов, назвав подобные намерения неприемлемыми и напомнив, что «журналистика не является преступлением».

Постепенное продвижение, согласно сообщениям военного командования Украины, продолжается не только на Курщине, но и в Белгородской области, где 12 августа объявили эвакуацию из одного из приграничных с Украиной районов, 14 августа ввели режим чрезвычайной ситуации регионального уровня, затем измененного на федеральный уровень, а 15 августа губернатор Вячеслав Гладков объявил в регионе чрезвычайное положение. Мировая реакция на Курскую операцию преимущественно положительная; откровенно осудила ее разве что Сирия. Примечательно, что и российские союзники по ОДКБ - организации, созданной Россией в качестве «анти-НАТО», также не поддержали своего сюзерена; наоборот, среди центральноазиатских стран усилился дрейф от Москвы в сторону консолидации собственных оборонных возможностей и сближения с Китаем. Относительно же основных западных партнеров Украины можно отметить, что это тот самый случай, когда «не все так однозначно». Например, есть расхождения между очень одобрительными оценками представителей Пентагона, конгрессменов и сенаторов США, и традиционно осторожной позицией администрации президента Байдена, где все еще опасаются «эскалации» и угрозы применения Россией тактического ядерного оружия. Хотя на самом деле, эти аргументы выглядят все слабее, поскольку уже было перейдено немало «красных линий», а Курская операция, похоже, стерла последнюю из них без какого-либо заметного роста апокалиптических угроз. Критические статьи с выражением непонимания стратегической важности и преимуществ украинского наступления на приграничье России появляются и в некоторых немецких медиа. При этом Украине все еще не удалось добиться от ведущих союзников согласия на применение дальнобойного оружия и увеличение критически важных поставок самолетов и ракет, несмотря на призывы к этому отдельных политиков и должностных лиц.

Окончательные результаты Курской операции оценивать еще рано, но несколько важных последствий уже очевидны. Прежде всего, Украина продемонстрировала впечатляющую способность планирования и реализации операций тактического, оперативного и стратегического уровня, что подняло дух и настроение как военных, так и общества в целом, а также стимулировало надежды и ожидания жителей оккупированных территорий, в частности, в Крыму. Одним из признаков влияния Курских событий является оживление движений сопротивления и партизанской активности, в том числе, в самой России. По свидетельству одного из лидеров Легиона «Свобода России» Максимилиана Андронникова («Цезаря»), стремительно возросло количество желающих присоединиться к рядам российских добровольцев, воюющих на стороне Украины.
Во-вторых, успехи украинского наступления значительно повысили авторитет Украины и ее вооруженных сил за рубежом и в целом, укрепили желание союзников оказывать необходимую помощь. При этом убедительно доказано, что реализуя свое право на самооборону в соответствии со статьей 51 Устава ООН, Украина тщательно придерживается международных принципов и правил ведения войны, не осуществляет насильственных действий, направленных против гражданского населения, и этим кардинально отличается от страны-агрессора РФ. К тому же, Украина официально заявляет об отсутствии намерений аннексии или присоединения контролируемых ею приграничных территорий России.

В-третьих, события на Курщине и других приграничных областях РФ убедительно продемонстрировали всю слабость российской власти и ее военно-политического руководства. Заявленный режим «контр-террористической операции» - вместо объявления войны или военного положения с неизбежной всеобщей мобилизацией - привел к организационному беспорядку в распределении полномочий между теми, кто отвечает за эту операцию. Такая реакция свидетельствует о попытке приуменьшить катастрофические последствия мощного удара по имиджу и репутации Путина, а также его опасения дальнейшей дестабилизации внутренней общественно-политической ситуации и роста антивоенных настроений внутри России. В информационном поле России, несмотря на жесткий контроль «сверху», царит сплошной хаос. Достаточно проследить, как радикально изменилась риторика «рупоров Кремля» от первоначальных «Киев за 3 дня» до «необходимости обеспечить более надежную защиту границ РФ от украинских атак». Важно также отметить попытки (пока тщетные) привлечь к давлению на Украину международное сообщество, в частности, такого надежного союзника Украины, как США. Попытка действовать через ООН путем созыва «неформальной встречи» Совбеза ООН для обсуждения ситуации на Курщине также потерпела неудачу: ведущие игроки напомнили РФ, кто именно нарушил уставные принципы ООН, и подтвердили право Украины на самооборону, в том числе на территории страны-нападающего. В частности, это недвусмысленно подчеркнул премьер-министр Польши Дональд Туск. Удачная военная операция Украины окончательно развеяла миф о наличии у России «второй армии мира» и новейшего оружия, «не имеющего аналогов». А «героический и непобедимый» кадыровский «Ахмат» стал посмешищем и объектом издевательских карикатур и мемов, в то время как настоящие чеченцы воюют на стороне Украины.
В-четвертых, победы Украины на Курском направлении усиливают переговорные позиции Украины (хотя пока неизвестно, когда и каким образом они могут состояться). Наконец, важным успехом является впечатляющее (и растущее) количество военнопленных, включая тех, которые имеют для России повышенную ценность - например кадыровцы, ФСБшники и, возможно, срочники (в случае, если их родственники окажутся способными на более мощный протест).
Таким образом, независимо от конечного результата и несмотря на существующие серьезные риски и вызовы, Украина уже получила немало «бонусов» и преимуществ, осуществив вроде бы дерзкую, но на самом деле тщательно продуманную и хорошо спланированную атаку на приграничные территории России.
Не пропустите интересное!
Подписывайтесь на наши каналы и читайте новости в удобном формате!