"Основные преступления рф - это убийства мирных": интервью с документаторкой сметрей гражданских
Алина Боднар – документатор проекта "Их убила россия". Тихая героиня Украины, для которой война началась в 2012-м, фронту она помогла на миллион, но в главном деле нуждается в нашей с вами помощи.

"Основные преступления рф - это убийства мирных": интервью с документаторкой сметрей гражданских
"Тихие героини Украины": серия статей к национальному Дню Героев. Рассказывает истории самых невидимых людей в нашей войне. Это гражданские женщины, которые не есть героями в прямом смысле этого слова, но каждый день помогают Украине победить. Они очень много, но тихо делают и переживают, и, конечно, героинями себя не считают. Их имена не войдут в историю и они не получат наград. Но без миллионов таких женщин судьба Украины в войне была бы иной. Ведь капля камень точит. А из многих капель море будет.

Алина Боднар – документатор проекта " Их убила россия "
"Почти 300 беспилотников... Еще почти 70 ракет... К сожалению, есть погибшие, в том числе дети. Мои соболезнования", – так сообщает о сегодняшней воздушной атаке России Владимир Зеленский. Кто эти погибшие и сколько их – найти очень трудно. Именно это дело взяла на себя Алина Боднарь еще с 2014-го года. На мое предложение интервью к "Тихим героинам" она, как и все, отказывалась. Но потом все-таки только ради людей, которые узнав о ней через МЕТА смогут сообщить о родных/друзьях, погибших в результате атак рф – и память о них будет сохранена. Пишите сюда – "Их убила россия".
Я не люблю публичность или рассказывать о себе. Думаю, важнее говорить о людях, память о которых нужно хранить, и чтобы родные знали, куда им обратиться.
россия убивает каждый день кого-то из украинцев. Но очень часто в новостях и на страницах власти мы видим информацию об инфраструктуре и домах, а люди остаются цифрой. Публично общей статистики жертв вообще нет.
В мире же, когда происходят теракты, каждая жертва становится символом, ее чествуют, о ней рассказывают, а для убийцы требуют жесточайшего наказания. У нас эти теракты – каждый день, но мы как будто сами скрываем преступления россии
С 2014-го года на собственной ФБ-странице Алина писала о военных и гражданских, погибавших во время войны. А в первые дни полномасштабной, когда начала появляться информация об убитых гражданских, она поняла, что
за годы российского вторжения так и не был создан ни один реестр или ресурс о мирных людях, которых убивают россияне
Тогда свою страницу она посвятила волонтерству. А для документирования гражданских убийств 5 марта 2022-го года создала специальную страницу "Их убила россия".
Это моя дань памяти невиновным жертвам российской агрессии. И тогда еще верилось, что если мир будет видеть в лицо наших убитых, то будет больше давить на россию . Но… Война продолжается. И люди не должны оставаться в ней статистикой.
К сожалению, я единственный автор на странице, и проект полностью волонтерский, поэтому не могу сказать, что занимаюсь проектом достаточно. И очень жаль, что не всегда получается найти информацию обо всех людях
Как, когда и при каких обстоятельствах для вас началась война?
Лично для меня война с россией началась в 2012 году с акции под Украинским Домом против принятия закона «Об основах государственной языковой политики». В это время стало остро ощутимо, что готовится фундамент для тотального обрусения и передачи наших территории под Россию .
В 2012–2013 гг. мы с единомышленниками выходили на десятки протестов. И было время, когда казалось, что такая смиренная и тихая оккупация уже неизбежна. А безнаказанность чиновников, коррупция, цензура, взяточничество, произвол правоохранительных органов будут только расти.
Но все изменила Революция Достоинства.
На Майдане я почувствовала облегчение: если и не победим, то хотя бы стараемся. И нас таких – тысячи, а не единицы.
После расстрела Небесной Сотни казалось, что мы никогда не вернемся к сближению с Россией. Несколько дней после побега януковича я даже верила, что, наконец, Украина может пойти своим демократическим путем. Вот то время, когда, наконец, мы на самом деле станем независимыми.
Но пока мы прощались с Небесной Сотней – Россия уже оккупировала Крым. И тогда уже было понятно, что она не оставит нас в покое – нас ждет уже не просто идеологическая и информационная война, а вооруженная.
Там, на Майдане, когда в защиту украинских территорий собирались первые добровольцы, я встретила войну.
Где и при каких обстоятельствах вы встретили начало полномасштабной войны?
В феврале 2022-го я с подругой (поэтессой и композитором Лизой Жариковой ) собиралась присоединиться к территориальной обороне.
22 февраля утром мы сходили в Соломенский военкомат, получили список документов, которые нужно было собрать, чтобы подписать контракт. После – пошли на акцию под посольство россии «Империя должна умереть».
Меня удивляло, что после заявлений путина там собралось всего сотня неравнодушных, а не пол Киева. Было даже страшно, что люди не понимают угрозы или готовы к оккупации. Хотя, честно говоря, я сама не осознавала, насколько угроза реальна. Думала, что пути попытаются оккупировать всю Донецкую и Луганскую область, а дальше российские войска не пойдут.
23 февраля мы с Лизой проходили медкомиссию, и 24-го – как раз должны были подписать контракт. Но мне сообщили: есть высокая вероятность, что вернулась болезнь, с которой я боролась за 2 года до того, и посоветовали обследоваться . Я поняла, что физически уже не смогу пройти обучение. Поэтому на 24 февраля записалась к врачу, и очень рано легла, расстроенная, спать. Проснулась я уже от взрывов.
Мы с соседкой одновременно выбежали в коридор, и она уже сообщила: "Война".
А Лиза, моя подруга, 24 февраля утром пошла в военкомат и подписала контракт с ТРО и стала боевым медиком.

Вы говорили, что еще с 2014 года на собственной странице писали о военных и гражданских, которые погибали во время войны. Почему вы решили это делать? Как происходит процесс поиска? Сколько это занимает время, например, за день или неделю?
В феврале 2014 года я со своим другом создали сайт памяти Небесной Сотни “NebesnaSotnya.in.ua”. В тот момент я была админом патриотической группы в соцсети. И сначала писала о расстрелянных людях на Институтской там, но потом поняла, что одного сообщения – мало. Хотелось рассказать больше о жизни каждого из Героев, об обстоятельствах гибели, об их взглядах и ценностях, добавить туда фото и видео из жизни. Затем на сайт начала добавлять информацию о ходе расследования, судах, посвящениях Героям, воспоминаниях родных и близких.
И с тех пор это стало моим долгом – писать о тех людях, которые гибли за свои идеи и убеждения.
Хотя сайт памяти, к сожалению, в феврале 2022-го был сломан и восстановить его у меня нет возможности.
С 2014 года я записывала истории добровольцев и гражданских, потому что хотела, чтобы сами украинцы знали, каких людей мы теряем из-за россии и ее тогдашних поклонников. Хотелось убедить своих же земляков, какое зло несет россия и что у нас не «гражданский конфликт», а реальная война. К сожалению, многих в этом убедили только российские ракеты над головой.
Сбор информации о каждом погибшем человеке может занимать день, а может занимать и месяц.
Очень важно, чтобы хоть кто-то публично написал о человеке, которого убила россия, чтобы можно было начать более подробную информацию. Потому что мной все собирается только из открытых источников.
Кроме "Их убила россия", вы еще занимаетесь волонтерством. Каким именно? Сколько за это время удалось собрать помощи и для кого?
Да. С началом полномасштабной из-за состояния здоровья я побоялась присоединиться к войску: не хотела стать там обузой. Поэтому начала помогать с обеспечением своим друзьям, которые 24 февраля ушли в военкоматы. Их подразделения в дальнейшем и были под моей опекой.
За эти годы благодаря помощи людей удалось купить и передать несколько авто, десятки бронеплит и шлемов, дронов , медицины, амуниции и техники на миллионы гривен. Я не считаю это своей заслугой. Это ведь все сделали люди, которые донатили деньги или передавали свою помощь моим подопечным бесплатно.
Ваша деятельность в "Их убила россия" тоже не ограничивается только документированием, вы еще и помогаете пострадавшим и близким погибших?
Сейчас также при возможности я помогаю с ликвидацией последствий российских ударов как волонтер. Беру под опеку семьи пострадавших от прилетов киевлян – чтобы собрать им средства, помочь юридически и морально.
Иногда я получаю упреки, что не помогаю всем.
Но я одна, и хотелось бы донести: каждый из нас может прийти на место трагедии, и помогать на месте, пока пострадавшие справляются с пережитым.
А именно открыть для них сбор, написать пост, найти для них временное жилье. Помощь от представителей местных властей может идти месяцами, а в данный момент люди остаются наедине с трагедией. И не у всех есть родные или друзья, которые могут знать, как помочь. Волонтеры нужны везде.
Должен добавить, что, к сожалению, многие свои проекты и инициативы и свою общественную деятельность в качестве правозащитника мне пришлось остановить из-за полномасштабной войны. Ибо не хватает сил и времени полноценно заниматься всем. Теперь на паузи
"Сторожи Майдана" – инициатива по сохранению памяти о Революции Достоинства и Героев Небесной Сотни,
зоозащитный проект " ЗооОмбудсмены",
проект по контролю над работой правоохранительных органов.
Все помогавшие мне активисты и с кем мы создавали эти проекты – в армии.
Россия забрала у нас возможность развивать и развивать свое.
Но хуже всего – забрала людей, которые могли бы это делать.

Какая помощь, возможно, вам нужна в этом деле от общества, каждого из нас?
К сожалению, с 2014 года тысячи историй жертв российской агрессии остаются неизвестными.
Я была бы благодарна, если бы к проекту присоединились волонтеры, которые могли бы собирать информацию о своих убитых россией земляках. российские террористы убивают людей по всей Украине, но не всегда у меня есть возможность найти информацию о них, находясь в сотнях километров от места трагедии.
И еще отдельная просьба к тем, кто тоже пишет о российских преступлениях:
Можете ли вы сказать: сколько погибших гражданских пока задокументировано? Считаете ли вы правильным объявлять такие цифры?
По состоянию на сегодняшний день Мониторинговая миссия ООН подтверждает, что в результате российской агрессии было убито более 12 тысяч гражданских лиц и более 600 детей.
Но мы должны понимать: это только смерти, которые они официально смогли задокументировать. Нам неизвестно, скольких людей убивают на оккупированных украинских территориях. Нам не всегда известно о людях, оставшихся в прифронтовых зонах. Нам и всему миру вообще неизвестна судьба многих людей в тех населенных пунктах, куда зашла Россия .
Я считаю, что очень важно говорить о жертвах российской агрессии, чтобы мир видел, почему нам нужна поддержка и на что способна россия. И не понимаю, почему такая информация иногда умалчивается.
Мне болит, что даже в столице власти не охотно делятся информацией о жертвах российских ударов; и что нет отдельной страницы, которая была бы посвящена убитым гражданским киевлянам. Также нет ни одного места памяти/монумента, куда родные и друзья именно гражданских погибших в войне приходили бы чтить память своих родных.
На сегодняшний день есть только страницы, отдельно посвященные художникам, спортсменам, журналистам, поэтам, которые погибли как гражданские в результате российской агрессии или пали в боях как военные. Также несколько городов ведут реестр погибших земляков.
Хотелось, чтобы именно органы власти поняли, что у них больше информационных возможностей и финансирования, чтобы хранить и чествовать память о людях.
Память – это не что-то вторичное. Это не то, к чему можно вернуться через 10 лет. Надо хранить ее тогда, пока есть кому говорить
Если у чиновников есть время и возможности менять брусчатку и засаживать новые газоны – то должны иметь и ресурсы для того, чтобы сохранить истории о наших убитых людях.
А вот по поводу погибших гражданских и властей. Есть такое мнение, что эта информация специально не разглашается для того, чтобы у нас не падал моральный дух. Что вы об этом думаете?
Я понимаю, почему не озвучивают сколько у нас пало военных. Да, это на самом деле дает ощущение отчаяния и поражения. Но вместе с тем каждый военный должен быть достойно почитаем. Каждое имя должно быть записано.
Люди, приближенные к войне, и так понимают, какие это страшные цифры. Но когда берегут моральный дух тех, кто и без того безразличен – этого не понимаю.
А то, что не озвучивают количество жертв среди гражданских и не называют их имена, не освещают истории этих людей – это неправильно.
Главные российские преступления – это убийства мирных людей. И мир должен знать и видеть их. Украинцы, которые продолжают слушать русское, толеровать хороших россиян и искать там поклонников (блоггеры) – должны осознать, что это война на уничтожение, и целью россии является геноцид.
Общество на 4-м году полномасштабной уже должно быть готово к правде.
Может, эту информацию не разглашают просто потому, что никто об этом не подумал и некому этим заниматься. С 2014 года не существует ни одного официального реестра жертв российской агрессии, как и не было памятников гражданским жертвам, дней памяти гражданских жертв.
Мы можем назвать истории только нескольких человек, погибших до 2022 года.
В это время россияне постоянно тыкали в комментариях информацией об «Аллее Ангелов», их СМИ делали материалы о мирных жертвах. Конечно, там фальсификации и ложь. Но мы почему-то молчали. А их пропаганда сконцентрировалась на гражданских.
Использованы фото из архивов Алины Боднар.
Не пропустите интересное!
Подписывайтесь на наши каналы и читайте новости в удобном формате!