Как создать качественный вебпродукт: 7 инсайтов за 7 лет
Вы узнаете о ключевых инсайтах, полученных за 7 лет успешной работы компании Asabix в сфере веб-разработки

Ключевые инсайты из опыта Asabix в сфере веб-разработки/Фото: Asabix
Высокое качество веб-продукта является важным фактором для положительного восприятия бренда и вашей компании среди конечных пользователей. Оно оказывает влияние на их лояльность, желание сотрудничать на долгосрочной основе и ожидание такого же подхода в будущих продуктах.
Почему это так важно? Безупречная работа веб-приложения говорит о внимании компании к клиентам и стремлении к совершенству. Кроме того, правильно разработанный веб-проект легко технически поддерживать, масштабировать и развивать в будущем. Поэтому качество – это действительно важная инвестиция онлайн-бизнеса.
За семь лет существования Asabix мы прошли немалый путь, запустили успешные веб-проекты в разных странах и далеко не все для нас было очевидно с самого начала. Некоторые открытия относительно процессов программирования, формирования команд порой позволяли увидеть разработку совсем с другой стороны. Это удивляло и вдохновляло нас. И мы рады поделиться теми важными инсайтами, благодаря которым сегодня Asabix получает высокую оценку и признание в нише веб-разработки.
Инсайт 1. Качество – это ценность
Процесс разработки многогранен. Далеко не всегда, что хорошо на фронте, будет выглядеть понятно и поддерживаемо на бэкенде.
На старте нашей карьеры мы поддерживали готовые проекты и помогали их улучшить. К нам часто обращались клиенты, которые после получения готового продукта оставались один на один с непонятным и некорректным кодом, который в дальнейшем никто не хотел сопровождать. Для успешного проекта, к сожалению, недостаточно хорошего фронтенда, ведь все самое сложное находится за кулисами.
Именно тогда пришло понимание, что если мы планируем перейти на разработку полного цикла, весь акцент у нас будет на написании понятного и масштабируемого кода. Качество должно быть маяком для всех наших процессов. И все это должно касаться отношения каждого члена команды к работе, а это уже об ответственности и внутреннем желании все делать добросовестно.
Все годы наша команда пополнялась новыми специалистами, и на собеседованиях мы всегда придирчиво смотрели на их soft skills, такие как умение работать в команде, организованность и самоконтроль. Со временем пришло понимание, что стремление к качеству – это внутренняя ценность, а не приобретенные навыки. Ценностям нельзя научить, и не существует условий, в которых безответственные разработчики могли бы писать хороший код. Это "ядро" личности и его отношение к работе.
Инсайт 2. Опыт + талант = успех
Кроме внутреннего стремления все делать качественно важны экспертиза и талант. Ведь качество вебпродукта – это в первую очередь идеально продуманная архитектура и структурированный код.
На наш взгляд, опытные девелоперы предлагают наилучшие решения, поскольку уже были вовлечены в подобных проектах и знают, как та или иная реализация показала себя в реальных условиях, а также имеют те навыки, которые превращают видение клиента в четкую реальность.
Но ценен также талант. В нашем опыте не раз были кейсы, когда талантливый специалист с относительно небольшим опытом видел лучшие подходы к реализации, не очевидные при стандартных подходах. Такие разработчики благодаря внутреннему потенциалу, активному обучению и посещению конференций способны привнести в проекты свежий взгляд и новаторские идеи, позволяющие внедрять инновации в продукт и находить более элегантные решения для сложных задач. Поэтому мы поддерживаем желание наших сотрудников развиваться, учиться у коллег и исследовать новые пути, поскольку каждый в команде ценен.

Инсайт 3. Микроклимат = слаженность
Чтобы удерживать таланты, важно создать благоприятную среду. Другими словами – микроклимат. Это должно быть максимальное взаимоуважение, доброжелательное сотрудничество и право голоса каждого члена команды.
Для нас в Asabix критически важно полное отсутствие "токсичной атмосферы", когда несколько специалистов из-за их личных черт характера не могут найти общий язык. Это почти всегда приводит к задержкам в разработке, страхе уточнений и недоразумений. Почему так происходит? Кроме необходимости слаженного взаимодействия и обмена информацией не стоит забывать о чисто человеческих факторах. Да, процесс кодирования требует высокой концентрации и творческого подхода, а в стрессе, как известно, когнитивные функции угнетаются. Такое состояние быстро приводит к критическим ошибкам в работе.
Уже не раз доказано, что инициативное, креативное мышление развивается только в благоприятных условиях. В положительном микроклимате все делается слаженно, сотрудники больше берут на себя ответственность и делятся идеями. Они не боятся признавать ошибки или обращаться с вопросами.
Конечно, если сотрудник заинтересован в качественной работе, он также заинтересован в производительной коммуникации для этого. Но свое положительное влияние также оказывают правильный менеджмент и разумно построенные процессы. Поэтому мы всегда подчеркиваем вклад каждого в команде, чтобы все чувствовали свою ценность. В этом особенно помогает общий анализ фидбека нашим заказчикам, отдельно отметившим тот или иной аспект, а это всегда результат старания.
Инсайт 4. Вдохновение – это инновации
Как показала практика, инновационное мышление у команды — более экономные и современные решения для продукта, а следование трендам — это путь к увеличению продаж и новые потоки клиентов. К примеру, стремительный рост мобильной коммерции вывел онлайн-продажи на новый уровень, а потому компании активно стремятся сделать их сайты на мобильных гаджетах еще более удобными и быстрыми.
По нашему убеждению, вдохновенная команда всегда предлагает самые лучшие идеи. В команде, где каждый член придерживается высоких стандартов качества, самые трудные задачи становятся возможностью совместного творческого поиска. Иногда даже подробно описанная техническая задача не раскрывает некоторые моменты последовательности работы функций проекта, но действительно заинтересованная команда сама предлагает оптимальные решения. Совместимые брейнштормы, обмен идеями и знаниями хорошо способствуют этому.
Качественный код еще и сам по себе вдохновляет. Когда он чист, понятен, разработчики имеют гораздо больше времени на инновации и усовершенствование своих знаний. Поэтому, даже имея за плечами немало успешных проектов, мы ежедневно следим за обновлением различных вебтехнологий и интересными кейсами в нашей сфере. Нередко эти новинки становятся толчком для новых, изысканных решений.
Инсайт 5. Язык бизнеса – это ключ
Непросто говорить с заказчиками одновременно и языком бизнеса, и языком технологий. Нередко некачественную разработку даже "ширмуют" по непонятным срокам, что неприемлемо для нашей команды. Конечно, владелец бизнеса и не должен глубоко разбираться в ИТ-технологиях, однако только он знает свой продукт лучше любого.
Мы заметили, что часто успешную коммуникацию с подрядчиками определяют как "меня слышат". И действительно, здесь даже есть определенный парадокс: за легким общением стоит профессиональный бизнес-анализ. Он является фундаментом для успешной разработки.
Поэтому мы всегда разговариваем с клиентами не на сложном техническом языке, чтобы лишний раз продемонстрировать свою экспертность, а скорее на их бизнесе, чтобы понять и полноценно обсудить каждую деталь будущего проекта. Общение должно быть ясным и понятным обеим сторонам.
Инсайт 6. Ясность – во всем
В целом, чем больше проект, тем сложнее подготовка к разработке. Много времени выделяется на понимание бизнес задач, функционала, единство в видении конечного результата и т.д. Мы определяем контрольные точки предстоящей разработки, прописываем взаимодействие команды. И на каждом этапе бэкенд/фронтенд/менеджер/тестировщик или другой специалист имеет возможность апеллировать к некоторым подходам.
Такое свободное общение внутри команды снижает возможность недоразумения и помогает создать правильную архитектуру проекта, не делать лишних вещей и подобрать лучшие подходы к реализации. Почему это важно для заказчика? Вместо 100 часов на задачу можно потратить 20 только благодаря тому, что мы осознали все endpoints и нам не пришлось перекручивать бизнес-логику несколько раз. Инвестирование дополнительных 10 часов в менеджмент и обсуждение с командой может сэкономить до 100 часов на разработке и тестировании. Это не только сохранит время и усилия, но и позволит значительно снизить затраты компании.
Далее, в неструктурированных командах часто возникает утрата ясности. Большие таски разделяют на меньшие и каждый получает свой пазл, часто не понимая общей картины. Поэтому мы обеспечиваем тесную связь каждого члена команды с проектом, обучаем продуктовому бизнес-мышлению, умению видеть продукт глазами клиента. Мы создаем открытую среду, где важно мнение каждого члена команды, а соединив все точки зрения, нередко получаем новое видение и новые идеи.
В ясности нуждаются не только члены команды, но и заказчики. Поэтому в нашей компании мы практикуем активное вовлечение клиента или его представителей в процесс разработки. Они могут общаться напрямую с самими разработчиками или с менеджером проекта, в зависимости от масштаба задуманного. Видеть промежуточные результаты, предоставлять ценный фидбек и уточнять пожелания сразу.
К нам часто обращались компании, у которых был обратный опыт. Готовая версия продукта, разработанного без регулярных согласований, разочаровала, и начинались неприятные циклы правок. Такие циклы истощают и подводят в плане дедлайнов, а проблемы в самом продукте растут как снежный ком. Это также снижает качество кода, в котором появляются “латки”, теряется логичность, что в будущем это нередко оборачивается сложностями в масштабировании и сопровождении проекта. Поэтому ясность – это экономия, ведь первоначально качественный код позволяет двигаться быстро и продуктивно.
Для нас важна прозрачность всех процессов, ведь мы не подрядчики для наших клиентов, а партнеры, которые, прежде всего, заинтересованы в успешном будущем вебпродукта.
Инсайт 7. Партнерство – это честность
По нашему опыту, клиенты во все времена ценили в исполнителях искренность и ответственность. Онлайн рынок полон веб-приложений, созданных на быструю руку, но не качественно, и через месяц-два после релиза их опережали более качественные версии. И все потому, что они имели правильный код и значительно меньше дефектов. Все современные исследования указывают на то, что отличающееся своей надежностью программное обеспечение всегда имеет конкурентное преимущество перед продуктами низшего качества независимо от скорости их релиза. Другая беда, когда сроки разработки значительно затягиваются, потому что были еще в начале заведомо сокращены.
Скорость запуска вебпродукта действительно часто критически важна, но в таком случае вместо написания плохого кода лучше сосредоточиться на качественной разработке основных функций для первой версии. Ее запуск протестирует жизнедеятельность продукта, соберет первые отзывы от пользователей и поможет усовершенствовать стратегию самого продукта, определив приоритеты для дальнейшей разработки.
Мы всегда честны и четки в дедлайнах, а наши процессы работают как часы благодаря современным Agile-технологиям. Мы регулярно анализируем собственный процесс разработки и считаем нашей сильнейшей чертой умения продумать создание проекта до конца и быть ответственными в наших договоренностях.
Итоги
Отдельно хочется отметить, что качественный продукт — это соблюдение отраслевых стандартов, особенно там, где важна конфиденциальность данных. Почти каждый день возникают новые методы хакинга, поэтому большинство ИТ-технологий имеют частые регулярные обновления и улучшения. Следить за всеми ими непросто, но мы уделяем этому отдельное время в Asabix. Потому что наш код — это наша репутация, подтвержденная наградами.
Признание компании в своей сфере важно. Награды и сертификаты непросто получить, и это подтверждение действительно качественного кода. Программирование достаточно специфическая ниша, и хороший фронт — только верхушка айсберга, и то единственное, что видит и может оценить заказчик со своей стороны. Поэтому будущий успех веб-продукта напрямую зависит от правильного выбора ИТ-партнера, ведь качественный веб-продукт – это главный инструмент реализации бизнес-целей в мире онлайн. А для его создания нужна только упорная команда и благоприятная среда для ее вдохновенной работы. Если вы готовы вывести свое онлайн-присутствие на новый уровень через качественную веб-разработку, мы будем рады помочь: ask@asabix.com
Не пропустите интересное!
Подписывайтесь на наши каналы и читайте новости в удобном формате!